Меню

Мир животных 10.08.2017

Лошадиная сила самая верная спутница прирученная человеком

Доброго дня мой друг, сегодня я расскажу вам о том, как была приручена человеком самая верная лошадиная сила, не та, что является внесистемной единицей измерения мощности, а самая настоящая и живая спутница в его поездках и путешествиях.

Произошло это в незапамятные времена, а благотворные последствия замечательного события — приручения лошади настолько велики, что ощущаются и по сию пору.

Не дав человеку крылья для полета, небесный создатель даровал ему статное и красивое животное с одной лошадиной силой, способное грациозно перемещаться с быстротой небесной молнии.

Согласитесь, что, значение лошади в истории человечества невозможно переоценить. Видимо поэтому в разное время люди слагали многочисленные гимны коню.

В древние времена хорошие породистые лошади составляли огромную гордость небольших областей и целых стран.

Содержание

Единственное транспортное средство

Во многих очень обширных районах земного шара прирученная человеком и одомашненное существо, имеющее одну лошадиную силу на протяжении веков оставалась, по существу, единственным транспортным средством: ведь пар и электричество были человеком поставлены на службу сравнительно недавно, а другие транспортные животные могли иметь лишь ограниченное применение.

Лошадиная силаЛошадиная сила послушных коней перевозила людей и грузы на огромные расстояния; для кочевников конная повозка была часто единственным домом. Прирученная лошадь дала людям безграничную власть над неизведанными и бескрайними просторами земли.

Вспомним еще великое переселение народов, наложившие неизгладимый отпечаток на всю историю освоения нашей планеты.

Вспомним роль коня в крестьянском хозяйстве и в военном деле — и ясно станет, какую услугу оказал человеку один из самых верных и полезных ему жизненных спутников.

Древнейший вид связи – почтовая лошадь

Без выносливого коня с его мощной лошадиной силой немыслимо было бы и рождение почтовой службы с пересылкой срочных депеш и ездой тайных путников, этого самого древнейшего вида связи. Эстафетная почта на лошадях применялась еще в древних:

  • Персии и Греции,
  • Египте и Римской империи.

Так называемая ямская гоньба была создана в XIII веке и в России.

Ямская гоньбаТри столетия спустя, для обширной сети станций-ямов, где едущие путники меняли почтовых лошадей, был учрежден ямской приказ XVIII века переименованный в почтовый департамент.

Для всех этих разнообразнейших нужд надо было располагать немалым поголовьем коней, где каждая лошадиная сила всегда была нарасхват. В 1866 году, к примеру, только Россия имела их около 9,5 миллиона — в среднем по одной лошади на четырех жителей!

Жизнь лошадей на железной дороге

Давно известно, что железнодорожные рельсы появились раньше паровоза. Эти железные дороги (поэт Генрих Гейне провозгласил, что они «убили пространство»), построенные в последней трети XVIII века в Европе, работали на конной тяге.

В России такая рельсовая дорога с рабочими лошадьми была построена на Алтае и, подобно другим, имела сугубо производственное назначение.

Впрочем, и с появлением паровозов рабочая сила лошади далеко не сразу «сошла с рельсов». После открытия дороги на участке Петербург—Царское Село первые поезда только по праздникам ходили с паровой тягой, а в остальные дни — с конной. И так продолжалось с ноября 1836 года по апрель 1838-го.

В городах же вплоть до самой Октябрьской революции преобладала так называемая конка — конно-железная дорога для перевозки пассажиров, о рождении которой газета Голос в свое время известила в следующих лестных выражениях:

  • легко и быстро,
  • красиво и чисто,
  • любо посмотреть,
  • прекрасное и полезное предприятие,
  • от души желаем успеха.

Газетная заметкаВряд ли в данном случае газетная заметка преследовала чисто рекламные цели. И без того каждому ясны были преимущества конки перед извозчичьей пролеткой. И привыкать было, собственно, не к чему: там конь, и здесь конь.

А вот первые путешествия на поездах, имеющих паровую тягу, в рекламе нуждались.

Поначалу железный паровоз отпугивал недоверчивых пассажиров настолько, что после открытия железнодорожного сообщения между Москвой и Петербургом администрация железной дороги для привлечения пассажиров целых трое суток возила всех желающих... бесплатно.

Пар паром, а лошадиная сила выносливого животного продолжала жить на железной дороге, но уже в качестве наиболее близкой и понятной метафоры. Паровоз под бойким пером журналистов изображался как огненный конь, который пышет белым облаком пара.

Огненный коньДа, нелегко было расставаться вдруг со старыми, веками складывавшимися представлениями и традициями. Напомню, что и первые трактора получили любовное название стальных или железных коней.

Богатырская порода чуда коней

Лошадь трудяга стояла у истоков не только железнодорожного транспорта. Еще удивительнее, кажется, что именно лошадиная сила того же коня помогла человеку подняться в воздух.

Изобретатель первого самолета в мире Можайский А.Ф. летал на воздушном планере, подъемную силу которому сообщала тройка лошадей, буксировавшая летательный аппарат против ветра.

Не случайно и рождение своеобразной единицы физической мощности , где лошадиная сила  в 75 килограммо-метров и по сей день измеряет силовую мощность моторов и механизмов.

Породы лошадей тяжеловозовУсловность этой тягловой единицы, впрочем, многократно подтверждали лучшие представители выведенной человеком породы лошадей тяжеловозов.

Широкую славу завоевали наши кони Починковского конного завода, экспортирующего своих знаменитых питомцев во многие зарубежные страны.

В 1954 году местный жеребец Жребий установил мировой рекорд, потянув тяжеленный груз весом более 16 тонн (то есть как раз ту самую тысячу пудов, о которой говорилось в популярной песне).

Другие могучие тяжеловозы Починковского завода продолжают улучшать мировые достижения. Так, жеребец Рассол может рвануть с места около 20 тонн, а тяжеловоз Ливень на соревнованиях провез груз весом более 22 тонн. Очевидно, и это не окончательный предел для чудо-коней удивительной и богатырской породы.

А на сегодня это все, надеюсь, вам понравилась моя история о том как лошадиная сила самой верной спутницы  человека стала незаменимым помощником, завоевавшим всемирную славу. Может быть, и у вас есть подобная история, напишите об этом в ваших комментариях, мне будет приятно прочесть. Разрешите с вами попрощаться и до новых встреч.

Предлагаю Вам подписаться на обновления блога. А также вы можете поставить свою оценку статье по 10 системе, отметив ее определенным количеством звездочек. Приходите ко мне в гости и приводите друзей, ведь этот сайт создан специально для вас. Я уверена, что вы обязательно найдете здесь много полезной и интересной информации.

Комментариев к статье: 14
  1. Андрей

    Живые и красивые лошадки сегодня превратились в железных лошадей, красивых и могучих автомобилей.

    Ответить
    1. Наталья Бутрина

      Увы и сегодня живых коней и лошадок надряд ли сможет заменить даже могучий автомобиль, есть еще на нашей земле такие места, где пройти их сможет только трудяга живой конь. Ну а с силой тяжеловоза не может тягаться ни один джип и порой даже трактор.

      Ответить
  2. дачник

    Лошадиная сила использовалась повсюду: боевые кони для армии, скакуны для аристократов, лошади для ямщиков и ломовых извозчиков, лошадка-кормилица для крестьянина. Очень жаль, что сегодня то тут, то там закрываются конезаводы, ипподромы, конно-спортивные школы.

    Ответить
  3. Алексей

    Хорошо рассказано о ильном, красивом и порядочном животном. В нашей станице даже сейчас можно встретить лошадей, которые в основном используются на различного рода развлекательных мероприятиях.

    Ответить
    1. Наталья Бутрина

      Очень жаль что современный человек почти перестал общаться с животными и использовать именно лошадь по ее прямому предназначению.

      Ответить
  4. Lara

    Лошадь — очень красивое, благородное животное, рассказа о нем достойный! Но ты всегда пишешь трогательно о природе и животных!

    Ответить
  5. Лара

    Обожаю лошадей — грациозные и красивые животные, которые действительно были спутниками и верными помощниками людей на протяжении многих веков... Больно смотреть на лошадей, за которыми не достойно ухаживают и эксплуатируют нещадно...

    Ответить
    1. Наталья Бутрина

      Сегодня во многих городах особенно в качестве развлечений многие хозяева используют этих животных беспощадным образом, вот смотришь на такое замученное неволей животное и мысли возникают совсем нехорошие... А ведь эти благородные животные заслуживают большего.

      Ответить
  6. Елена

    Лошади — красивейшие и умнейшие божьи созданья... и так жаль, что их все меньше становится в нашей жизни...

    Ответить
  7. Нина

    В истории человечества лошади всегда играли огромную роль. Сейчас в больших городах они редкость.

    Ответить
  8. Владимир Николаевич

    Наталья Александровна, давно не бывал у Вас в гостях! Как и раньше, с упоением читаю Ваши рассказы и статьи. Спасибо, что дарите возможность окунуться в мир удивительной, неповторимой и прекрасной нашей природы.

    Я с детства очень привязан к таёжной, почти дикой природе, и конечно лошадь в те далёкие пятидесятые годы была незаменим помощником для людей в тайге, да и в подсобных хозяйствах предприятий тоже.

    Мой папа, Николай Васильевич, работал на шахте по добыче золота, и когда заболел силикозом, то врачи порекомендовали ему сменить работу. Сменил работу и стал заведующим конным двором прийска. Для меня, мальчишки, общение с лошадьми конного двора, было очень познавательным и увлекательным. Научился запрягать лошадь в сани или телегу, ездить верхом в седле и без. Жаль, что всё это осталось в далёком детстве. Вам, Наталья Александровна, успехов и интересных путешествий по нашей матушке Земле!

    Ответить
    1. Наталья Бутрина

      Конный двор для любого мальчишки увлекательное место, ведь лошадь очень умное животное и общение с ней всегда интересно и увлекательно, не говоря уже об езде на этом домашнем животном. Сегодня я просто уверена не каждый сможет запрячь лошадь в телегу, а вам крупно повезло, ведь общение с любым животным каждого человека обогащает и дает ему очередной жизненный опыт. Ну а что касается детства, так так эта прекрасная пора навсегда останется в каждом из нас.

      Ответить
  9. Константин

    В тему о лошадиных силах и неспешном образе жизни прошлого, когда человек успевал делать всё, что требуется, вспомнилась песня Боярского «Рыжий конь» ) Мы с сестрами в детстве, проводя лето в деревне, иногда бегали к конюшне, пообщаться с лошадьми. Ездил и в запряжённой лошадью телеге, уже тогда удивляясь, на сколь много одной лошадиной силы хватает.

    Ответить
    1. Наталья Бутрина

      Мое детство тоже прошло в небольшой деревеньке, где летом сосед нас катал на телеге, а зимой на санях с запряженной лошадью. Какое же для нас это было удовольствие, воспоминания о котором у меня сохранились на всю жизнь.

      Ответить
Есть, что сказать? - Поделитесь своим опытом

Данные не разглашаются. Вы можете оставить анонимный комментарий, не указывая имени и адреса эл. почты