Меню

Охотничьи просторы 26.12.2013

Маленький медвежонок Степка

Старый рыбак

Сегодня я расскажу вам историю, которую в далеком моем детстве поведал мне старый рыбак дед Макар.

Летом в двадцать третьем году я, вместе с городскими мешочниками, попал в верховья Камы, в село Кайгород. Мешочникам было хорошо. У них и колечки, и брошки, и иголки, и медные кресты, и зажигалки, и кремни, и сахарин. А у меня были только рыболовные крючки, которые я сам наделал.

Мешочники выгодно меняли свои побрякушки на хлеб, на картошку, а мои крючки спросом не пользовались, так как кайгородские рыболовы сами не хуже меня их делали. Пришлось уезжать. Я выменял на топор старую лодку, изготовил несколько переметов, на колке дров у местного попа заработал мешок сухарей — и поплыл вниз по Каме. На песчаном берегу построил шалаш и занялся рыболовством.

Однажды рано утром я объезжал на лодке жерлицы. Их у меня было расставлено больше десятка. Осмотрев самую дальнюю и сняв с нее крупного окуня, я заметил вдруг, что у моего шалаша кто-то копошится. Присмотрелся — и в дрожь меня бросило. На высоком яру топталась медведица, а медвежата громили мое хозяйство.

Что будешь делать? Ружья у меня с собой не было. Стал ждать. По реке потянул ветерок. Медведица учуяла запах человека и скрылась в лесу. Обождав с полчаса, я подплыл к лагерю. Вышел из лодки, подбежал к шалашу и отшатнулся. Под кучей пихтовых прутьев кто-то отчаянно барахтался. «Медвежонок, — мелькнула догадка. Вдруг медведица вернется за своим детенышем?» Я влетел в лодку, оттолкнулся от берега, доплыл до середины реки. Только тут остановился.

Медведица

Медведица не возвращалась. Осмелев, я вернулся на свою стоянку и стал разбирать разрушенный шалаш. Маленький медвежонок, опутанный шнурками перемета, лежал без движения. Я перетащил его в лодку. Спешно погрузив все, что осталось от разгрома, я спустился верст на двадцать вниз по реке от этого места и махнул рукой на все свои жерлицы.

Причалил на открытом месте, набрал хвороста, развел костер. Медвежонок бился и визжал, когда я стал его распутывать. Все сто крючков перемета впились в его густую шерсть. Я изранил руки острыми крючками, изрезал ножом весь перемет.

Потом привязал медвежонка к колу и стал варить уху из единственного окуня, снятого утром с жерлицы. Прошло двое суток. Поначалу мой маленький медвежонок дичился, ничего не ел. Я стал беспокоиться, как бы он с голоду не погиб. Раскаивался, что на гибель отнял его от матери. Надо было бы его в лес отпустить.

Мне припомнились рассказы о медведях-рыболовах. Если они ловят рыбу, значит, и едят ее. Я вынул из садка подлещика и бросил медвежонку. Он проглотил его живьем. Через несколько дней медвежонок стал совсем ручным. Топтыжка беспрестанно играл, как щенок, ходил за мною по пятам. Мы вместе плавали по реке, ставили и осматривали рыболовные снасти. Вид у медвежонка был в это время такой, что можно было подумать, будто он мне и в самом деле помогает. В холодные ночи — уже наступала осень — мы с ним спали в обнимку. Назвал я его Степкой.

До того маленький медвежонок был прожорлив, что у меня в скором времени вышли все сухари. Однажды Степка растерзал мешочек с солью, а она в то время ценилась на вес золота. Пришлось грузиться в лодку и плыть ближе к населенным местам — за солью.

В первой деревне, куда мы приплыли, выйти на берег не удалось. Со всех сторон к лодке набежали собаки и подняли такой лай и вой, что хоть уши затыкай. Под собачий концерт мы оставили негостеприимный берег.

На ночь остановились в безлюдном месте. Под утро всю реку заволокло первым осенним туманом, а костер за ночь прогорел. Натыкаясь в тумане на пни и кочки, я стал торопливо собирать хворост. С большой ношей сухих прутьев до места ночлега я добрался с трудом. Из-за тумана за три шага даже деревьев не было видно.

Маленький медвежонок

Стояла жуткая тишина. Разжигая костер, я неожиданно услышал плеск весел. Звуки удалялись: кто-то отъезжал от берега. Я крикнул: — Эй! Подплывай сюда! Вместе-то веселее! С лодки никто не ответил. Тогда я сам решил догнать проезжавших. Позвал Степку. Медвежонок не откликнулся. Поднял плащ, под которым с вечера спал медвежонок, — и тут его не оказалось.

Кричал, звал. Когда ветер разогнал туман, я обшарил прибрежные кустарники и весь лес обошел, до нитки промок в лесу. И все напрасно. Видимо маленький медвежонок, почуя волю, ушел в лес. Сомнений у меня больше не оставалось. Я сел в лодку и поплыл дальше в низовья, уже один.

Под вечер я увидел на берегу дымок костра и решил причалить, чтобы провести ночь не в одиночестве. У костра никого не оказалось, да он уже давно и прогорел. Одни головешки дымились. У кострища на примятой траве валялись окурки, рваная бумага и разный мусор, который оставляет иногда после себя на месте отдыха неаккуратный человек.

На берегу

Я бросил на угли сухую сосновую ветку с красными иголками. Взметнулось пламя. Мое внимание привлек пень шагах в десяти от костра. Верх его был окровавлен, рядом лежали внутренности заколотого животного. Всю ночь и весь следующий день гнался я за мешочниками на лодке, руки в кровь намозолил, но никого не догнал. Так закончилась в тот год моя поездка в верховья Камы.

Спасибо за внимание драгоценный мой читатель. Вы можете получать мои статьи на свою почту, если оформите подписку в верхнем правом углу сайта. Заходите на сайт. Я всегда рада видеть Вас и уверена, что Вы обязательно найдете что-то интересное для себя.

С уважением Наталья Александровна

Все статьи

Была ли статья полезна Вам? Выскажите ваше мнение в комментариях ниже. Ну и конечно же, если Вы расскажите о ней своим друзьям, нажав на кнопки соц.сетей, я буду Вам очень признательна.

Комментариев к статье: 14
  1. Илона

С рыбаками всегда происходят разные истории. Наверное, интересная у них жизнь.

2. Николай

Замечательная трогательная история голодного периода жизни наших бабушек и дедушек. Грешили в тот период всем, о многом и мне рассказывали современники того времени. Иной раз просто жуть. Ну да ладно, новогодний период Поздравляю Вас ... подробнее на сайте, с готовыми рецептами по новогодним встречам. Не прощаюсь ...

3. Александр Силиванов

Да уж, поразительная и грустная история... Все-таки каждому медвежонку — свой лес.

С наступающим Вас Новым годом!

4. Лариса

Интересная история.

5. Жанна Лира

Трогательная история, и очень хорошо рассказана. К сожалению, если бы медвежонок остался с героем, вырос, он стал бы опасным зверем, и его пришлось бы убить. Можно было оставить его в лесу, подбросить на то место, где его оставила мать, но приняла бы медведица медвежонка, от которого пахнет человеком? Один в лесу он тоже вряд ли бы выжил.

6. Андрей

Грустно и жалко.

7. Ольга

Ваша история еще раз доказывает, что человек — животное, и когда этот двуногий зверь голоден, он не останавливается ни перед чем. Трогательная история. Мне очень нравится Ваш стиль письма, просто читаю с огромным наслаждением Ваши статьи! Спасибо огромное, с наступающим Новым годом! Здоровья Вам и успехов!

8. Александр

Чего только в жизни не бывает. А я в тайге совсем не ориентируюсь.

9. Наталья

Жизнь есть жизнь. В ней есть место и нормальным людям и браконьерам.

10. Тамара

Удивительная жизнь. И всему в ней есть место. И плохому и хорошему. И только сам человек выбирает свой путь. А медвежонка жалко.

11. Людмила

Жалко и очень грустно, трогательная история!

12. Natabul

Трогательная грустная история -очень жаль медведя.

13. Юрий

Вот так животные доверяют людям, а они оказываются хуже диких зверей. Жаль конечно медвежонка.

14. Анна

Очень трогательная история про медвежонка, легко читается и интересно.

Есть, что сказать? - Поделитесь своим опытом

Данные не разглашаются. Вы можете оставить анонимный комментарий, не указывая имени и адреса эл. почты