Грозный владыка морей Нептун

Линия экватора

Наш корабль продолжает свой путь по Атлантическому океану. Море спокойно. Порой над гладью вод проносятся, сверкая в лучах солнца, стаи летучих рыбок.

Эти рыбки, точно искорки, мелькают в волнах, а иногда сильным толчком хвостового плавника выбрасывают свои упругие тельца в воздух. Они летят, распустив плавники, точно крылья. Часто эти сказочные создания залетают на низкие палубы.

Как–то раз, поздно вечером, такая сказочная рыбка залетела в ярко осветившийся иллюминатор и упала на грудь помощника капитана, который крепко спал после вахты. Он в испуге проснулся и поймал у себя на груди розовое с серебряным отливом морское чудо.

Мы проходим близ Канарских островов. Семь крупных и множество мелких, они все принадлежат Испании. Эти зелёные острова – Родина канареек. Их здесь так много, что они вредят посевам на полях.

С каждым днём всё сильнее чувствуется близость экватора. Воздух не шелохнётся, поверхность воды, как зеркало.

Жара доходит до 38-40 градусов. Океанская вода усиленно испаряется, воздух горячий и насыщен влагой, как в бане. Люди всё время чувствуют вялость, быстро устают. По ночам температура падает всего на 3-4 градуса, а влажность в это время усиливается. Всё покрывается тёплыми каплями росы, медные детали становятся зелёными от окисления, приходится без конца их чистить.

Моряки купаются в специально устроенном бассейне, принимают душ. Но это почти не освежает, ведь температура забортной воды 27-29 градусов.

Особенно тяжко в машинном отделении. Здесь 45 градусов жары, а в кочегарке иной раз и 70. О металлические поручни можно обжечь руки. Горячий воздух, сильный запах масляных паров, оглушительный шум машин… Кажется, здесь и получаса не выдержать, а механики и машинисты, обливаясь потом, несут свою трудовую вахту.

Идём в тропиках. Глубина океана доходит до пяти тысяч метров, корабль следует спокойно, без происшествий. Только однажды вахтенный помощник заметил вдали, у самого горизонта, дымок какого–то парохода. Когда к неизвестному судну приблизились, дым стал гуще…

Ещё через полчаса в сильный бинокль можно было разглядеть корабль, объятый пламенем. Был дан приказ подойти ближе к горящему судну и узнать, не нужна ли помощь. Когда подошли близко к охваченному огнём судну, моряки увидели, что горит норвежский пароход.

Корма была наполовину затоплена, труба и палуба судна провалились, но огонь ещё бушевал. Все надстройки выгорели, и даже антенна радара почернела от огня. По–видимому, оно горело уже несколько дней. Ни одной живой души на нём не было. Не было и шлюпок. Позже удалось выяснить, что вся команда спаслась.

Жара стоит поистине экваториальная, а на корабле весело и оживлённо: стоит смех и суета. Это команда готовится к встрече с Нептуном.

Древние римляне верили, что океанами и морями правит грозное божество – Нептун.

У древних греков владыку морей именовали Посейдоном. Изображали его в виде могучего старца с короной на седых кудрях, с трезубцем в руке; окружённого свитой: тритонами, дующими в трубы, русалками и наядами, морскими чудовищами. Когда–то в Риме ежегодно устраивали празднества в честь Нептуна, ему воздвигали храмы.

Корабельщики в далёких морских походах молились Нептуну и просили у него позволения переплыть границу двух полушарий. Они считали, что ключи от южных морей хранятся у Нептуна.

Путешествия тогда были трудными и опасными. Мореплаватели, отваживаясь пересечь экватор, сами себе казались дерзкими и отчаянными людьми. Без разрешения сурового бога нельзя было пускаться в такое рискованное предприятие. Разгневается Нептун, пошлёт бурю, потопит корабли тех, кто так смело вторгся в его царство.

Обычай просить благословения у Нептуна укрепился и стал традицией на флотах всех стран. Когда люди плавали ещё на парусных судах, этот обряд, ставший уже шуточным, развлекал и ободрял моряков. Многие из них тосковали в долгом пути: ведь тогда не было ни радио, ни телефона, ни телеграфа и моряки не могли, как сейчас, узнать по радио, чем живёт родная страна, услышать голоса родных или из любого порта послать им телеграмму.

К девяти часам утра весь экипаж выстроен на центральной палубе. Тут же устроен большой бассейн из железных листов. Внутри бассейн выстлан брезентом. Эта огромная ванна наполнена водой.

Капитан в белоснежном кителе с Золотой Звездой на груди внимательно смотрит на часы. Все напряжённо следят за ним. Вот он опускает руку.

Корабль даёт громкие гудки, затем начинается невероятный шум. Раздаётся частая дробь барабанов, лязганье медных тарелок, треск, свист, и вот на палубе появляется роскошная колесница. В неё запряжены живые быки, обитатели плавучего скотного двора.

На колеснице восседает сам Нептун – высокий солидный дядя в блестящей короне. Его великолепная борода из расчёсанной пеньки ниспадает до пят, а на лице светятся задором молодые глаза. Морской владыка грозно посматривает на свою свиту, теснящуюся вокруг колесницы.

Чалмы, тюрбаны, пёстрые халаты, передники из перьев, кольца в ноздрях, рога и хвосты у чертей, чёрные лоснящиеся тела матросов, вымазанных мазутом и сажей…

Капитан без тени улыбки, серьёзно и почтительно отдаёт Нептуну честь и просит пропустить корабль в южное полушарие, даровать хорошую погоду и удачный промысел.

— Искупаетесь в солёной водице – бывалыми моряками станете! – приговаривает капитан молодым матросам, исполняя законы Нептуна. Надо бы за борт бросить по правилам, да что – то много акул развелось…

Из бассейна купальщики вылезают не только мокрые, но и грязные. А у бассейна не смолкает смех и весёлая возня.

Корабль продолжает путь уже по водам южного полушария. Очень жарко, ощущается близость экватора. Тропическое солнце жжёт беспощадно. В свободные часы моряки купаются в бассейне и наблюдают за акулами. Нептун сказал правду: этих хищниц много вокруг судов. Они хорошо видны в прозрачной воде.

Своей широкой пастью акулы хватают всё, что брошено с корабля. В желудках убитых акул иногда находят не вскрытые консервные банки, рыболовные крючки и другие несъедобные вещи.

Кожа акулы напоминает наждачную бумагу, так называемую шкурку: она также шершава и жёстка. У акулы бессмысленно свирепое выражение глаз, большой рот прорезан на нижней стороне головы. Для ловли акул на корабле имеются огромные прочные крюки из стального прута. Обыкновенную леску моряки заменяют капроновым лаглинем, оканчивающимся тонким стальным тросом. Приманка – кусок мяса или китового сала.

Хищницы не заставляют рыбаков долго ждать. Обычно, едва завидев приманку, акула мчится к ней, поворачивается на бок и заглатывает мясо вместе с крючком. Акулы очень живучи. Трогать этих хищниц, когда они уже вытащены на палубу, не рекомендуется. Ударом сильного хвоста, покрытого, как и всё тело, твёрдой шероховатой шкуркой, акула может ободрать кожу человека. Ссадины от удара акульего хвоста долго не заживают и сильно болят.

На корабле организовалась бригада по ловле акул. На палубу одну за другой вытащили несколько хищниц. Многие моряки видели их впервые. Все рассматривали акул, вспоминали, что слышали или читали про них литературу. Оказывается, есть огромные акулы, длиной в 15 метров и больше.

Но эти гиганты довольно мирные существа – китовая акула. Питается моллюсками, рыбьей икрой, ракообразными. Такая акула съедает за одну кормёжку столько рачков, сколько нужно миллиону сельдей.

Поставь свою оценку статье
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд6 звезд7 звезд8 звезд9 звезд10 звезд
Загрузка...
Этот блог читают многие люди, кто любит природу читай и ты
Этот блог читают многие люди, кто любит природу читай и ты
Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o: :smile1: :smile2: :smile3: :smile4: :smile5:
Друзья блогеры! Не советую копировать контент, бесполезно, поисковый робот моментально отследит и заблокирует ваш сайт. Спасибо за понимание!