Кони тяжеловозы или живые грузовики

Кони тяжеловозы

В прежние времена в северных и западных странах вовсе не было стольких пород лошадей, сколько можно увидеть теперь. В странах Европы знали лучше всего одну породу – северную.

Это были чаще некрасивые с виду, но коренастые и довольно сильные кони тяжеловозы, на которых и ездили верхом, и возили поклажу. Работали на полях тогда волы да коровы. Одни северные лошади были покупные, другие – поменьше ростом, но все они походили друг на друга короткой шеей и большой, тяжёлой головой.

Эти коренастые, неуклюжие кони были совсем не похожи на тех лошадей, которые встречались обычно на юге. Жители южных стран ездили на красивых тонконогих лошадях, с длинной шеей, небольшой изящной головой.

Южные лошади в Древней Руси назывались «аргамаками», они были прекрасными скакунами, и слава об их красоте и резвости шла повсюду.

Присмотревшись, можно было, кроме южных и северных, найти другие породы. Но больше всего было всё же северных и южных лошадей.

Так вот, в 1465 году по дорогам Бельгии верхом на крупном неуклюжем коне северной породы ехал безвестный рыцарь. Он возвращался из военного похода. Конь его был необыкновенно рослый и встречные лошади по сравнению с ним казались жеребятами.

Своего коня рыцарь купил когда–то в монастыре. Только монахи – люди предприимчивые и держали тогда таких крупных коней. Они скупали их где только могли, выращивали на обширных монастырских землях и продавали рыцарям.

То было время, когда полки рыцарей отправлялись в далекий путь покорять и грабить богатые южные страны – Палестину, Сирию, Африку. Но для далёкого пути нужна была рослая сильная лошадь.

Тяжелы рыцарские доспехи – панцирь, шлем, щит. Всё это весило немало, рыцарь ехал в полном вооружении, а конь его шагал, словно не замечая груза.

Однако рыцарь всё время сердито понукал коня и всё поглядывал на встречных путников с маленькими проворными лошадками. Куда ему, безродному скитальцу, теперь этот конь – великан? Он силён, да слишком уж громоздок. А походы кончились. Рыцарю нужна была лошадь поменьше.

И в тот же день в придорожной харчевне рыцарь обменял у местного крестьянина своего коня на обычную верховую лошадь и, довольный, отправился искать счастья дальше.

А крестьянин, получив рыцарского коня, не мог не радоваться своей удаче. Вот это конь! Как хорошо с ним будет работать на полях, перевозить поклажу…

Когда крестьянин подъехал к своему дому верхом на новой лошади, вся деревня высыпала на улицу. А когда родился от рыцарской лошади крупный жеребёнок, его выпросили в соседнюю деревню.

Второго жеребёнка, тоже большого, крестьянин продал соседу. Вскоре от этого коня и его жеребят в соседних сёлах вывели больших лошадей. Случалось и другим крестьянам покупать этих коней, ведь многие рыцари тогда возвращались из походов!

Эти сильные кони тяжеловозы очень пригодились в крестьянских хозяйствах. И крестьяне продолжали разводить крупных лошадей. Пришло время, и большие, сильные кони стали появляться в бельгийских, а затем в других городах.

Каких только тяжестей не пришлось им перевозить! Ведь, кроме лошадей, тогда не было другого транспорта. Между тем новые кони были замечательны и тем, что начинали работать не с трёх лет, как обычные, а раньше.

Знаменитых лошадей стали раскупать. А в самой Бельгии, в провинции Брабант, открыли конный завод. Конные заводы и раньше были в Англии, в России и в других странах, но разводили там чаще всего верховых лошадей.

Для завода в Брабанте стали отбирать самых сильных и рослых коней. Завели для них особую книгу, в которую записывали родословную лошади, имена родителей. Записывали также, на каком году лошадь начинала работать, сколько она весит, сколько груза может тащить.

И от лучших лошадей оставляли жеребят. Так постепенно в Бельгии были выведены кони тяжеловозы. Назвали их брабансонами, по имени провинции Брабант. Но брабансоны не долго оставались единственной породой грузовых лошадей.

Бельгийских крупных лошадей вывезли в Англию, где от них и местных коней вывели своих тяжеловозов – огромных толстоногих шайр и белоногих горбоносых клейдесдалей.

Появились эти лошади и во Франции, серые и вороные першероны. В России ещё со времён Петра Первого грузовых лошадей стали держать по поймам реки Битюг, возле Воронежа. Здесь от привозных лошадей и местных создали у нас отличную породу битюгов, которых прежде звали также ломовыми лошадьми.

Тяжеловозы отличались толщиной шеи, ростом и косматыми пучками волос – «щёток» — возле широких крепких копыт. Это было живое воплощение могучей силы. Правда, кони тяжеловозы были тихоходами. Они мерно шагали по дорогам с тяжёлыми фургонами. Но кто же может сказать, что они хуже или меньше нужны человеку!

Поэтому во всех странах продолжали держать тяжеловозов. И хотя рыцарские кони были сильны и рослы, позднее удалось вывести просто сказочных коней.

Ещё в 1632 году в Гаврилов–Посаде, Владимирской области, был «государев конюшенный двор» с конным заводом. Случалось, что кони из государевой конюшни попадали в окрестные деревни.

Крестьяне работали с ними на плодородных, но тяжёлых для плуга пашнях. Холили, пасли на лугах с высокими, сочными травами. Эти кони сохранились до наших дней.

Но от них местные колхозники вывели ещё лучших, всем известных владимирских тяжеловозов. Это рослые гнедые и рыжие кони с белыми отметинами, словно чулками, на ногах, с большими звёздами на лбу. Весят такие кони тяжеловозы больше тонны, а работать начинают уже с двух лет. И ещё как работают!

Славного представителя владимирской породы чудо–коня Атласного многие видели на Выставке в Москве. Нельзя не поразиться, узнав, как он силён. Крупный грузовик–десятитонка, как ни старается, тянет с силой в сто лошадиных сил.

Атласный же, поднатужась, повёз во время испытаний по грунтовой дороге около 16 тонн груза. Но у Атласного есть достойные соперники – братья и сестры, которые не уступают ему в богатырской силе. А порой и превосходят её.

В 1959 году рыжий великан Форс, родом из Починковского конного завода, под Нижним Новгородом, повез 23 тонны груза. И стал всемирным чемпионом – силачом!

А ещё через несколько лет вороная лошадь Лита из Латвии повезла на соревнованиях сани с 35 тоннами песка. Она прошла шагом всего 10 метров… Всё равно была признана сильнейшей!

Поставь свою оценку статье
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд6 звезд7 звезд8 звезд9 звезд10 звезд
Загрузка...
Этот блог читают многие люди, кто любит природу читай и ты
Этот блог читают многие люди, кто любит природу читай и ты
Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o: :smile1: :smile2: :smile3: :smile4: :smile5:
Друзья блогеры! Не советую копировать контент, бесполезно, поисковый робот моментально отследит и заблокирует ваш сайт. Спасибо за понимание!