Кони тяжеловозы или живые грузовики
В прежние времена в северных и западных странах вовсе не было стольких пород лошадей, сколько можно увидеть теперь. В странах Европы знали лучше всего одну породу – северную.
Это были чаще некрасивые с виду, но коренастые и довольно сильные кони тяжеловозы, на которых и ездили верхом, и возили поклажу. Работали на полях тогда волы да коровы. Одни северные лошади были покупные, другие – поменьше ростом, но все они походили друг на друга короткой шеей и большой, тяжёлой головой.
Эти коренастые, неуклюжие кони были совсем не похожи на тех лошадей, которые встречались обычно на юге. Жители южных стран ездили на красивых тонконогих лошадях, с длинной шеей, небольшой изящной головой.
Южные лошади в Древней Руси назывались «аргамаками», они были прекрасными скакунами, и слава об их красоте и резвости шла повсюду.
Присмотревшись, можно было, кроме южных и северных, найти другие породы. Но больше всего было всё же северных и южных лошадей.
Так вот, в 1465 году по дорогам Бельгии верхом на крупном неуклюжем коне северной породы ехал безвестный рыцарь. Он возвращался из военного похода. Конь его был необыкновенно рослый и встречные лошади по сравнению с ним казались жеребятами.
Своего коня рыцарь купил когда–то в монастыре. Только монахи – люди предприимчивые и держали тогда таких крупных коней. Они скупали их где только могли, выращивали на обширных монастырских землях и продавали рыцарям.
То было время, когда полки рыцарей отправлялись в далекий путь покорять и грабить богатые южные страны – Палестину, Сирию, Африку. Но для далёкого пути нужна была рослая сильная лошадь.
Тяжелы рыцарские доспехи – панцирь, шлем, щит. Всё это весило немало, рыцарь ехал в полном вооружении, а конь его шагал, словно не замечая груза.
Однако рыцарь всё время сердито понукал коня и всё поглядывал на встречных путников с маленькими проворными лошадками. Куда ему, безродному скитальцу, теперь этот конь – великан? Он силён, да слишком уж громоздок. А походы кончились. Рыцарю нужна была лошадь поменьше.
И в тот же день в придорожной харчевне рыцарь обменял у местного крестьянина своего коня на обычную верховую лошадь и, довольный, отправился искать счастья дальше.
А крестьянин, получив рыцарского коня, не мог не радоваться своей удаче. Вот это конь! Как хорошо с ним будет работать на полях, перевозить поклажу…
Когда крестьянин подъехал к своему дому верхом на новой лошади, вся деревня высыпала на улицу. А когда родился от рыцарской лошади крупный жеребёнок, его выпросили в соседнюю деревню.
Второго жеребёнка, тоже большого, крестьянин продал соседу. Вскоре от этого коня и его жеребят в соседних сёлах вывели больших лошадей. Случалось и другим крестьянам покупать этих коней, ведь многие рыцари тогда возвращались из походов!
Эти сильные кони тяжеловозы очень пригодились в крестьянских хозяйствах. И крестьяне продолжали разводить крупных лошадей. Пришло время, и большие, сильные кони стали появляться в бельгийских, а затем в других городах.
Каких только тяжестей не пришлось им перевозить! Ведь, кроме лошадей, тогда не было другого транспорта. Между тем новые кони были замечательны и тем, что начинали работать не с трёх лет, как обычные, а раньше.
Знаменитых лошадей стали раскупать. А в самой Бельгии, в провинции Брабант, открыли конный завод. Конные заводы и раньше были в Англии, в России и в других странах, но разводили там чаще всего верховых лошадей.
Для завода в Брабанте стали отбирать самых сильных и рослых коней. Завели для них особую книгу, в которую записывали родословную лошади, имена родителей. Записывали также, на каком году лошадь начинала работать, сколько она весит, сколько груза может тащить.
И от лучших лошадей оставляли жеребят. Так постепенно в Бельгии были выведены кони тяжеловозы. Назвали их брабансонами, по имени провинции Брабант. Но брабансоны не долго оставались единственной породой грузовых лошадей.
Бельгийских крупных лошадей вывезли в Англию, где от них и местных коней вывели своих тяжеловозов – огромных толстоногих шайр и белоногих горбоносых клейдесдалей.
Появились эти лошади и во Франции, серые и вороные першероны. В России ещё со времён Петра Первого грузовых лошадей стали держать по поймам реки Битюг, возле Воронежа. Здесь от привозных лошадей и местных создали у нас отличную породу битюгов, которых прежде звали также ломовыми лошадьми.
Тяжеловозы отличались толщиной шеи, ростом и косматыми пучками волос – «щёток» — возле широких крепких копыт. Это было живое воплощение могучей силы. Правда, кони тяжеловозы были тихоходами. Они мерно шагали по дорогам с тяжёлыми фургонами. Но кто же может сказать, что они хуже или меньше нужны человеку!
Поэтому во всех странах продолжали держать тяжеловозов. И хотя рыцарские кони были сильны и рослы, позднее удалось вывести просто сказочных коней.
Ещё в 1632 году в Гаврилов–Посаде, Владимирской области, был «государев конюшенный двор» с конным заводом. Случалось, что кони из государевой конюшни попадали в окрестные деревни.
Крестьяне работали с ними на плодородных, но тяжёлых для плуга пашнях. Холили, пасли на лугах с высокими, сочными травами. Эти кони сохранились до наших дней.
Но от них местные колхозники вывели ещё лучших, всем известных владимирских тяжеловозов. Это рослые гнедые и рыжие кони с белыми отметинами, словно чулками, на ногах, с большими звёздами на лбу. Весят такие кони тяжеловозы больше тонны, а работать начинают уже с двух лет. И ещё как работают!
Славного представителя владимирской породы чудо–коня Атласного многие видели на Выставке в Москве. Нельзя не поразиться, узнав, как он силён. Крупный грузовик–десятитонка, как ни старается, тянет с силой в сто лошадиных сил.
Атласный же, поднатужась, повёз во время испытаний по грунтовой дороге около 16 тонн груза. Но у Атласного есть достойные соперники – братья и сестры, которые не уступают ему в богатырской силе. А порой и превосходят её.
В 1959 году рыжий великан Форс, родом из Починковского конного завода, под Нижним Новгородом, повез 23 тонны груза. И стал всемирным чемпионом – силачом!
А ещё через несколько лет вороная лошадь Лита из Латвии повезла на соревнованиях сани с 35 тоннами песка. Она прошла шагом всего 10 метров… Всё равно была признана сильнейшей!
Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!