Меню

Занимательные истории 10.01.2016

История о том как прославилось поющее дерево

Звенят сосны
Звенят сосны

Добрый день дорогие мои читатели и гости сайта, сегодня я расскажу вам удивительную историю о том как однажды прославилось поющее дерево. Может быть кто-то из вас слышал, друзья, как поет дерево? Только не торопитесь, пожалуйста, с ответом!

Припомните лучше, как шумит тростник у реки, как звенят сосны в бору или разговаривают деревья в саду... будто кто-то притронулся к листьям, словно к струнам!

Давным-давно человек подслушал, как поет ветер в тростнике, а затем совершил еще одно чудо — заставил ветер повторить свою песенку. Человек сорвал тоненькую тростинку, подул в нее, и его дудочка стала играть то тихо, то громко, то весело, то печально.

Лесные птицы слетались на эти звуки и перекликались своими голосами с нежным голосом свирели. Никто не знает, когда это случилось, но в одной из пещер, где находилась стоянка первобытных людей, нашли свирель, которой насчитывается пять тысяч лет.

Вот с каких пор человек заставил дерево петь. Нынче поющее дерево можно встретить, пожалуй, в любом доме.

Может быть, и в твоей комнате на стене висит гитара. Только и ждет: сними, заставь играть. Или скрипка дремлет в футляре, как в бархатной постели. Разбуди ее, если сумеешь: она знает много песен.

Содержание

Лебединая песня скрипичного мастера

Было время, когда музыкальные инструменты умели изготовлять лишь мастера-одиночки. Казалось, они одни владели тайной того, как заставить дерево петь.

Скрипичный мастер

В итальянском городе Кремоне жил два с половиной века назад скрипичный мастер Антонио Страдивари. Он был великим тружеником.

Первую свою скрипку Страдивари изготовил двенадцатилетним мальчиком, а последнюю, названную им «Лебединая песня», — уже 93-летним стариком.

По рассказам жителей Кремоны, где предания о чудесном мастере переходят из поколения в поколение, скрипичный мастер был высок и худ. Зимой и летом Антонио носил теплый вязаный колпак и белый кожаный фартук. Он покидал мастерскую только для того, чтобы заглянуть к своему другу аптекарю, умевшему изготовлять такие лаки для скрипок, которые годами не теряли блеска и красоты.

Скрипичные мастера издавна делали знаменитые инструменты из ели, так как считали это дерево самым певучим. Однако не всякая ель годится для этой цели. Отыскивая подходящее хвойное дерево, лесоруб ходит долго по лесу. Ударив по дереву, внимательно слушает как оно откликнется. Если поющее дерево звонко и долго звучит, значит и инструмент из нее скрипичный мастер изготовит отличный.

Долго, бывало, выдерживается дерево в кладовой у мастера, пока не пойдет в дело. В старину, случалось, и дед, и сын, и внук — все скрипичные мастера свои инструменты делали из ствола одной и той же ели.

У нас в стране знали скрипку задолго до того, когда жил и работал мастер из Кремоны. В киевском Софийском соборе, построенном девять веков назад, сохранилось одно из самых старых на свете изображений скрипки.

Когда Антонио Страдивари исполнилось пять лет и он мог только любоваться работами своего будущего учителя Николо Амати, из Москвы под охраной стрельцов вывезли пять возов скрипок, домбр и других, как тогда писали, «дьявольских гудебных сосудов». Их везли для сожжения. Игру на «гудебных сосудах» объявили тяжким грехом.

Лучшие музыканты мира

В России работало немало музыкальных дел мастеров. Крепостной человек графа Шереметьева Иван Батов делал скрипки и виолончели, получить которые мечтали лучшие музыканты мира.

За деньги, вырученные от продажи одного из этих инструментов — виолончели «Голубая резвушка», — семья крепостного Батова и сумела выкупиться у помещика, получив «вольную».

«Голубая резвушка», как рассказывает предание, особенно хорошо пела печальные песни. Она словно рассказывала о тяжелой судьбе мастера, который создал ее в неволе.

Старая сказка Дагестана

Примерно о том же говорит старая сказка, передающаяся сейчас из уст в уста в селениях Дагестана.

Вот эта сказка.

Жил бедняк аварец. Он слыл храбрым воином, но у него был только один, да и то старый, как он сам, кинжал. Слыл этот горец неплохим чабаном, но у него во дворе пасся лишь один старый козел. Был бедняк аварец отличным садовником, но в саду у него росло единственное дерево, да и то не давало плодов: было оно старое и больное. А единственный козел горца с каждым годом худел и худел.

Все соседи смеялись над этим козлом и его худобой.

Старый козел

И вот однажды горец взял кинжал, срезал им дерево под самый корень и сделал из этого дерева комуз — аварскую скрипку. А затем зарезал своего единственного козла и из его кишок изготовил струны для комуза.

Пошел горец по селениям и всюду пел песни о своей горькой судьбе и о горестной судьбе своего народа. И его комуз повторял за ним эту песню.

Но недаром говорят в народе: иные времена, иные и песни.

Иные песни поют нынче и комуз, и скрипка, и домбра в руках аварца, русского, украинца, белоруса. Это песни вольных людей, хозяев своей судьбы. И много нужно теперь и скрипок, и комузов, и домбр дочерям и сыновьям большого и славного российского народа. Куда больше, чем раньше!

Как же быть? Разве можно оставлять народ без музыки и без песен?!

Теперь инструменты нужны не только артистам. И шахтер, и металлист хотят играть на скрипке, виолончели или на рояле. Посмотри повнимательней на улицу своего родного города в тот ранний час, когда тротуары ее заполнены школьниками.

Нет-нет, да и встретишь мальчика или девочку со скрипичным футляром в руке. Они идут в музыкальную школу. Такие музыкальные школы теперь во многих городах и селах нашей страны. Значит, и школьникам нужны тысячи скрипок и других инструментов. А столько руками даже самого искусного мастера не сделаешь!

Антонио Страдивари прожил без малого сто лет, трудился не зная устали, а сумел смастерить за всю свою жизнь только полторы тысячи скрипок.

Всего несколько лет проработала фабрика смычковых инструментов. Но из ее стен вышли за эти годы сотни скрипок и виолончелей, больших и маленьких. Сотни тысяч — это население целого города! Представь себе город, у каждого из жителей которого скрипка или виолончель! Таких оркестров не знает еще мир!

Если бы мы заглянули с вами на фабрику скрипок, то увидели бы в ее цехах много разных машин. На одних рабочие распиливают дощечки, изготовляя части будущих скрипок, подобно тому, как портниха выкраивает из материала, ну, скажем, рукава или воротники. А другие машины старательно вытачивают из этих дощечек верхнюю или нижнюю крышку или бока скрипки. Но особенно интересно наблюдать за тем, как работает станок, вырезающий заготовку на грифе скрипки.

Ведь инструмент должен не только хорошо звучать, но и радовать музыканта и слушателей своим красивым видом. Идешь по цехам — вокруг все машины да машины!..

И вдруг неожиданно встречаешь доброго нашего знакомца — самый обыкновенный лобзик, с помощью которого, наверное, многие ребята выпиливают всякие полочки, шкатулки, рамки и доски для настенного календаря. Оказывается, без лобзика на этой фабрике никак не обойтись. Лобзиком выпиливают эфы — отверстия в крышке скрипки.

Поющее дерево

Называются они так потому, что похожи на французскую букву «эф». Эфы скрипки — это как рот у певца. Пока рот сжат и скрипка молчит, поющее дерево еще не разбужено. Оно отвечает глухими звуками на твой осторожный удар согнутым пальцем.

Но вот скрипку покрыли лаком. На ее гриф натянули струны, изготовленные из кишок барашка. Возле скрипки лежит наготове смычок — волшебная палочка, на которую натянут прочный конский волос.

Скрипка — это дар леса, где выросла ель, и степи, где пасутся отары овец и табуны коней. И вот, наконец, самый опытный на фабрике мастер берет новорожденную скрипку и осторожно, а затем все смелее и смелее водит смычком по ее струнам.

Я знала такого мастера. Он много лет назад был пастушком у богатого степного помещика. Как-то случайно деревенский пастушок увидел скрипку в доме своего хозяина и захотел сделать такую же. Много раз он начинал и бросал эту работу, пока первая его скрипка не зазвучала.

Прошли годы. Помещика прогнали. В его доме открыли музыкальную школу. А пастушок стал скрипичным мастером. Теперь по вечерам он чинит старые скрипки, лечит их, возвращает им молодость. Днем же на фабрике делает новые.

Удивительные песни птиц мира звуков

Я хотела бы рассказать вам и о молодом товарище этого старого мастера. У него тоже удивительная судьба. Когда юноше было двенадцать лет, он ослеп. Это случилось в дни Великой Отечественной войны под Ленинградом. Неподалеку упал фашистский снаряд и контузил мальчика.

Пение птиц

Слепым он три месяца брел по дорогам, пока не пришел в родную деревушку. Слух слепого мальчика обострился до необычайности. Весь мир казался ему заполненным звуками. Вот когда он услышал впервые, как поют сосны в лесу, и научился различать песни птиц и шум трав.

А когда врачи вернули мальчику зрение и он стал видеть, то не ушел из мира звуков, которые стали ему родными. Теперь он работает на удивительной фабрике, где в одних цехах слышен стук машин, а в других — пение инструментов...

...Концерт в Зеленом театре тем временем продолжался. Скрипача уже давно сменил оркестр. Снова перед нами было поющее дерево. Что-то говорили на своем мелодичном языке мандолины, балалайки, гитары, домбры.

А когда концерт окончился, кто-то из зала крикнул:

— Мастера на сцену!

И он появился, в комбинезоне, перепачканном опилками, с молотком и клещами в руках, — мастер, простой рабочий человек, один из тех, что каждый день творят удивительные чудеса из дерева. А рядом с ним стоял и кланялся зрителям седой скрипичный мастер, необыкновенно похожий на того, о котором здесь было рассказано.

Спасибо вам за внимание драгоценный мой читатель. Надеюсь, вы с пользой провели время за чтением моей новой статьи. Я хотела бы узнать, понравилась ли она вам, может быть, что-то напомнила. Если у вас есть вопросы или пожелания, пожалуйста, выскажите их в комментариях ниже. Я буду вам очень признательна, если вы расскажите о прочитанном своим друзьям и знакомым, и просто хорошим людям, поделившись прочитанным в соц.сетях.

Чтобы не пропустить очередную статью и обсудить ее, подписывайтесь на обновления блога в верхнем правом углу. Приходите ко мне в гости и приводите друзей, ведь этот сайт создан только для вас. Ну а я всегда рада видеть вас и уверена, что вы обязательно найдете здесь много полезного для себя.

Комментариев к статье: 12
  1. Иван

    Так подробно все описали. И с историей скрипки познакомили, и с их изготовлением. Очень интересно.

    Ответить
  2. Жанна

    Всегда поражалась как люди могут так красиво играть на скрипке! Ванесса Мэй этому удивительный пример! Очень завораживающая музыка!

    Ответить
    1. Наталья Бутрина

      Красота игры так просто не дается, здесь нужны годы тренировок, а что касается самой скрипки, так этот инструмент был прославлен многими скрипичными мастерами.

      Ответить
  3. Смешной

    Ванесса Мэй заворожила своим талантом еще в детстве, было очень приятно окунутся в ностальгию)

    Ответить
  4. Надежда Давыдова

    Очень красивая история, захватывающая. Нам, людям, действительно нужно быть ближе к природе, чувствовать ее душой, тогда в нашей жизни будет место настоящим чудесам, как эта музыка!

    Ответить
    1. Наталья Бутрина

      Природа это чудо данное нам всевышним, а музыка творение души и ума человека, и как же они прекрасны.

      Ответить
  5. Бурул

    Искусство заставить петь дерево — это дается не каждому. Мне очень нравятся люди, которые умеют это делать. Вы пишете очень интересно!

    Ответить
    1. Наталья Бутрина

      Сколько же инструментов человек сделал из дерева не буду их все перечислять и каждый их них издает свой только присущий ему звук, а умение извлекать их дано не каждому, тут я с вами согласна на все сто.

      Ответить
  6. Лариса

    Наталья, так мне статья понравилась! С самого начала заворожила, потом повернула совсем в другую сторону, неожиданную! Музыкант услышит музыку и в шелесте травы, и в тиканье часов, и в стуке дятла и т.д. А чтобы извлечь эту музыку из дерева нужно очень постараться, много учиться. Это касается как того, кто изготавливает инструмент, так и того, кто играет на нем.

    Ответить
    1. Наталья Бутрина

      Все правильно, музыкант слышит музыку во всем — в шуме листвы и дождя. А заставить дерево зазвучать не всякому дано.

      Ответить
  7. Петербурженка

    Потрясающий рассказ! Умный, емкий, красивый. Спасибо!

    Ответить
  8. Карл Григорьевич

    Очень добрая статья! Спасибо Вам большое за доставленное удовольствие!

    Буду очень благодарен, если ответите что это за скрипка на фотографии?

    Ответить
Есть, что сказать? - Поделитесь своим опытом

Данные не разглашаются. Вы можете оставить анонимный комментарий, не указывая имени и адреса эл. почты