Меню

Седой Кавказ 26.05.2013

Горные дороги в прошлом и настоящем

На Кавказе

Невозможно представить жизнь в горных районах без дорог. Они свидетели и событий минувших времен и дел наших дней. Из уст старожилов-горцев мы слышим трогательные рассказы о том, какую громадную роль играли в горах и автомобильные дороги и простые тропы.

По дорогам жители гор доставляли необходимые им товары из равнинных районов — везли хлеб, лес, сено, ездили из аула в аул по различным надобностям:

горные дороги сближали людей, служили их общению. Но они приносили и горе. Да, да, настоящее горе проникало по дорогам вглубь гор, ведь по горным дорогам пробирались хищные орды иноземных поработителей.

Горе, слезы, несчастье оставляли в отдаленных аулах те, кто приходил сюда с огнем и мечом. И каждый раз клялись горцы не строить добротных дорог во избежание очередного нашествия. Но жизнь есть жизнь. А она заставляет иметь хорошие проезжие дороги.

Вот поэтому, позабыв о страданиях, приносимых нашествиями, горцы вновь сообща прокладывали дороги, тропы, расчищали от последствий камнепадов и лавин временно разрушенные дорожные полотна. Каждая тропа в горах — это труд нескольких семей или аулов, труд бесплатный, труд ради жизни на земле. Ведь в прошлом строительство горных дорог никем не оплачивалось, хотя всегда находилось, кому выкачать из горных районов добро, богатство, ценности.

Горные дороги ставили в зависимость жизнь горцев в прошлом. Обитатели гор так и жили в постоянной тревоге за судьбы своих дорог, а вместе с ними за судьбы своих малолетних детей и стариков. Сегодня мы представляем образно лишь по историческим материалам, как скрипели арбы тех, кто в поисках заработка отправлялся по горным дорогам в низинные районы ранней весной, чтобы осенью привезти в горный аул своей многодетной семье несколько мешков зерна. Многие из них больше не возвращались домой...

Исторические события

Известный осетинский писатель Т. Бесаев рассказывает о том, как однажды по старой горной тропе спускался с гор на равнину бедный горец за зерном. На дороге в темном лесу окружила его местная заносчивая молодежь — дети богачей-алдаров. Отняли у горца-бедняка быков, поиздевались над ним и решили отправить его домой ни с чем. Но он ловко вытащил ружье, привязанное к деревянной оси арбы, и в неравной схватке сумел победить врагов.

Далее у Т. Бесаева в его воспоминаниях читаем: «Я стою на краю большой дороги, по которой мчатся автомобили, и смотрю наверх, на старые, проложенные давно горные тропинки. Может быть, вон на этой тропинке давным-давно это было: на пастбище Хареса в долине Уаза как-то пастух встретился с алдаром и тот потребовал от пастуха дани, как от раба. Пастух не простил унижения и убил алдара.

И погнали пастуха жандармы по этой дороге на далекую каторгу. А затем по этой дороге вели трех юношей — молодых учителей: Хаджумара Гетоева, Быдзыга Базиева, Габи Колиева — тех, кто первым в этих краях в 1905 году высоко поднял Красное знамя. Никто из них не вернулся домой: кто погиб в тюрьмах, кто в грядущих боях революции. Но светлые образы и славные имена их будут вечно жить в сердцах народа...».

Но сегодня в наших горах даже к небольшим по числу жителей аулам по ущельям и горным долинам протянулись ленты асфальтовых и гравийных дорог, серпантинами вьются горные дороги по склонам к пастбищам, сенокосам, шахтам, рудникам. И идут, едут, мчатся по ним наши соотечественники.

Одни спешат на строительство горных электростанций, другие на горные плодородные пастбища, где пасутся тучные отары овец; спешат по горным дорогам геологи на разведку новых месторождений, альпинисты, туристы и экскурсанты хотят своими глазами увидеть интересный и красочный мир гор, полистать интересные страницы истории горных районов нашей страны.

Сейчас, когда происходит всестороннее освоение природных ресурсов, необходимо обратить особое внимание на богатства горных районов, на еще не освоенные ресурсы гор. И при этом в первую очередь важно решить проблему дорог для бесперебойного сообщения с самыми отдаленными горными районами.

Автомобильные дороги

Конечно, современные горные дороги нельзя сравнить с теми дорогами, которые десятилетиями существовали в дореволюционной России. Но, тем не менее, и сегодня эти дороги нуждаются в значительном объеме работ и по благоустройству, и по строительству защитных сооружений во избежание разрушений лавинами, камнепадами, оползнями, обвалами.

Характерной особенностью горных дорог является то, что их прокладка, содержание и эксплуатация напрямую связаны с природно-климатическими условиями. Причем правильная и продуманная оценка этих условий с учетом вертикальной поясности даст возможность строителям создавать дороги безопасные, экономичные, удобные для эксплуатации и проезда по ним, эстетически весьма привлекательные.

Сегодня в нашей стране имеется достаточное количество горных автотрасс, которые пролегли по труднодоступным местам, включая высокогорные. Хотя не все они в достаточной степени совершенны, но свои начальные функции по освоению гор вполне оправдывают. В случаях же перегрузок горных дорог, когда возникает необходимость в прокладке новой трассы, целесообразно использовать старую дорогу как вспомогательную.

Подобные новые автотрассы появились в послевоенный период в горах Кавказа, Памира, Тянь-Шаня, Карпат и Крыма. В большинстве своем эти дороги ведут к районам с богатыми гидроресурсами и залежами полезных ископаемых, к летним пастбищам, к зонам отдыха, туризма, альпинизма, горнолыжного спорта.

 Исторические события на Кавказе

Есть на свете дороги, существующие с незапамятных времен, дороги, с которыми связаны важные исторические события, зачастую отраженные в легендах, есть горные дороги, славящиеся живописностью, воспетые писателями, поэтами, художниками. Об одной из немногих таких горных дорог, Военно-Грузинской, я коротко расскажу.

Сейчас это одна из самых благоустроенных и красивейших вполне современных дорог на Кавказе. Но сохранилось много сведений о том, что сообщение по этой дороге шло с давних времен. Еще до нашей эры было известно о кратчайшем проходе через высокие горы Кавказа. В трудах древнегреческих и римских писателей (Страбон и Плиний) упоминалась горная дорога, ведущая из степей Предкавказья к субтропическим районам Закавказья.

Уже в XI—XII вв. в связи с развитием торговых отношений роль дороги возрастает. Позднее, в XIII в., после того как монголы захватили Грузию, движение по дороге было прекращено. И только с установлением политических связей Грузии с Россией дорога вновь приобретает важное торгово-экономическое значение. Именно по этой дороге Грузия получала братскую помощь России во время агрессивных действий мусульманских стран юга Турции и Ирана.

Крестовый перевал

После того, как в 1801 году Грузия вошла в состав России эта дорога приобрела еще большее военно-стратегическое значение. В 1814 г. после проведения работ по улучшению дорожного полотна на средства, выделенные царским правительством, по ней мог двигаться колесный транспорт.

Спустя несколько лет по ней уже начала работать почтовая связь между Санкт-Петербургом и Тифлисом, а регулярное коннопочтовое сообщение было открыто в 1834 году. С 1860 г., когда закончились строительство и реконструкция дороги, она получает наименование Военно-Грузинской дороги.

Многих выдающихся людей видела Военно-Грузинская дорога. Ей посвящены строки произведений известных писателей и поэтов, она удостоена кисти знаменитых художников, запечатлена она на многочисленных фотографиях и кинопленках.

Описание величественной природы окрестностей Военно-Грузинской дороги запечатлели в своих произведениях Лермонтов, Пушкин, Грибоедов, Толстой, Чехов, Бестужев, Маяковский, композиторы Чайковский, Рубинштейн, художники Айвазовский, Судковский, Чернецова и многие другие.

Приведу несколько примеров. Недалеко от селения Верхний Ларс находится самое узкое место Военно-Грузинской дороги. В давние времена грузинские цари стремились преградить путь завоевателям, устремлявшимся в Грузию. С этой целью узкое место ущелья запиралось воротами, здесь были сторожевые посты.

 Автомобильные дороги в горах

Сегодня Военно-Грузинская дорога — одна из популярнейших горных дорог нашей страны. Протяженность Военно-Грузинской дороги 207 км, самая высокая точка — Крестовый перевал находится на высоте 2395 м над уровнем моря.

Эта дорога наикратчайшая из Северного Кавказа в Закавказье. Расстояние между Владикавказом и Тбилиси по железной дороге 1400 километров, а по этой дороге — 207 километров. От Владикавказа до Тбилиси приходится тратить на поезде около 35 часов, а по этой дороге на автобусе всего 5 часов.

Клухорский перевал

Но не только Военно-Грузинской дорогой славится Кавказ. Дорог здесь много. Военно-Осетинская ведет через Мамисонский перевал, Военно-Сухумская — через Клухорский перевал. Проложены автомобильные горные дороги к ледникам и пастбищам в горах Грузии, Армении, Кабардино-Балкарии, Дагестана, Чечни, Ингушетии, Северной Осетии.

Было время, когда отдаленные уголки горных районов Памира, Тянь-Шаня, Сибири, Дальнего Востока значились на географических картах как «белые пятна» — и только горные тропы и дороги позволили пробраться туда геологам, топографам, географам и нанести их на карту, рассказать о них в газетах, журналах, книгах. А потом высокогорные ущелья, долины, пастбища стали приносить людям благо, одаривая их дешевой гидроэнергией, полезными ископаемыми, тучными стадами овец.

Теперь уже не удивить никого автомобильной дорогой, проложенной на четырехтысячеметровой высоте над уровнем моря. Таких дорог на Памире и Тянь-Шане множество. Койтезек, Аличур, Анзоб, высокогорная трасса Хорог—Ош... Все чаще встречаем мы в печати эти названия. А ведь совсем недавно эти места были доступны лишь орлам и горным архарам, только ветер и стужа господствовали на этих горных массивах.

Без отличного дорожного хозяйства освоение горных районов невозможно, а поэтому максимальное его развитие — задача первостепенного значения...

Комментариев к статье: 4
  1. Юрий

    Большое ВАМ спасибо за познавательную статью . Мне приходилось бывать на Крестовом перевале . Дух захватывает в горах , чистый воздух , прозрачные горные реки , впечатления остались на всю жизнь . Буду ждать от вас новых статей .

    Ответить
  2. Андрей

    Пожалуй действительно, дороги в горах имеют большее значение, чем на равнине. Не удержусь сказать: дороги — одна из двух наших бед.

    Ответить
  3. Любовь

    Наталья, я тоже живу в соседстве с горами, и знаю, каких усилий стоило проложить эти горные дороги, особенно старые, когда не было еще всей этой техники. Спасибо за статью.

    Ответить
  4. Ирина

    У нас гор нет, но мне всегда нравились горы .

    Ответить
Есть, что сказать? - Поделитесь своим опытом

Данные не разглашаются. Вы можете оставить анонимный комментарий, не указывая имени и адреса эл. почты