Меню

Седой Кавказ 30.03.2013

Разлившийся грозный Терек

Река Терек

В апреле мне с небольшой группой студентов удалось выехать в Дагестан. Стояла жара, небо было какого-то фиолетово-серого цвета. Вся жизнь зависела от воды. Там, где ее не было, чахлые кустики полыни редкими островками покрывали потрескавшуюся землю. На северо-востоке синели далекие, не совсем реальные горы и река Терек.

Мы подъехали к какой-то речке. Вода, прорвавшая плотину и, как соломинку, снесшая мост, говорила о том, что зной добрался и до вечных снегов. Весь берег был забит ждавшими своей очереди машинами, их перетаскивал на другую сторону гусеничный трактор.

Моих ребят это нисколько не испугало, а вот видавший виды шофер Магомед сразу же предложил вернуться. «Если через эту цыплячью реку нашу арбу нужно тащить таким шайтаном то, что будет с нами, когда придется переправляться через грозный Терек!».

На студентов это не произвело никакого действия, и мне пришлось воспользоваться правом единоначалия. Вернувшись в Махачкалу, мы узнали, что место, куда мы пробивались, отрезано от города уже пять дней.

Помог нам директор сельхозинститута. «Сейчас на осмотр залитой территории вылетит правительственная комиссия. В тяжелом состоянии оказались несколько кутанов в дельте Терека. Я договорился: вас возьмут. Только скорей на аэродром».

И вот уже Магомед что есть силы гонит машину совсем в другую сторону. Не успели даже как следует попрощаться, как АН-2 взял курс на дельту Терека.

Грозный Терек

Первое время летим над морем. Сквозь небольшой слой воды просвечивается желтый песок. Внизу появляется первая большая река. Это Сулак. С воздуха Сулак кажется желтым, и далеко еще в море воды его не смешиваются с серовато-зеленой морской водой.

Мы над Астраханским заливом. Насколько хватает глаз — сплошная стена камыша. Изредка появляются окна чистой воды. С борта самолета хорошо видно, как с залива поднимаются тысячные стаи уток. Словно белые свечи, то тут, то там на завалах камыша сидят белые цапли. К взморью летит караван гусей. Испуганный грохотом мотора через болотистые заросли несется табун кабанов. Залив живет своим скрытым от посторонних глаз распорядком, а мы летим дальше.

Вот уже под нами залитые водой пастбища. С небольшой возвышенности, где, видимо, стоял кутан, переправляется большое стадо коров. Видно, как на лодках перевозят баранов. Большинство кутанов уже в безопасности, только в одном месте несколько домов окружены водой, а на крышах женщины и дети. Самолет делает над ними круг и по радио вызывает катер.

Теперь мы летим вверх по Тереку. С самолета хорошо видно, что наделал разбушевавшийся грозный Терек. Все мосты (даже железнодорожный) пострадали. Несколько селений оказались отрезанными от остального мира. Вот под воду уходит асфальтовая дорога, вместе с ней опускаются в воду телефонные столбы, и только через 2—3 километра дорога появляется опять.

Зной

На мостах и переправах уже работают. Тяжелые тракторы вытаскивают застрявшие машины. Наконец под нами красные черепичные крыши — это город Кизляр. Самолет идет на посадку, и мы оказываемся в центре осажденного водой района.

В Кизлярской противочумной станции нас встретили очень тепло. Правда, когда мы попросили машину, восторгов не было, но коллег нужно выручать, и вот на грузовом вездеходе ГАЗ-63 мы трогаемся в путь.

Ох уж мне этот вездеход! Как прекрасно бежит ГАЗ-51, и как ужасно трясет ГАЗ-63! Вытаскивать же его из трясины было намного труднее, чем первую машину. С тех пор я стараюсь на этом вездеходе не ездить.

Ребята мои в восторге от увиденного: столько увидеть за один день! Наш новый шофер Николай советует накопать для рыбалки червей. Черви в лесу огромные, по десяти сантиметров, толстые. На них, как мы узнали впоследствии, отлично клюют крупные сазаны.

Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

Есть, что сказать? - Поделитесь своим опытом

Данные не разглашаются. Вы можете оставить анонимный комментарий, не указывая имени и адреса эл. почты