Поисковый траулер уходит на промысел рыбы

Промысел рыбы

Скрывается за кормой дымный порт, тускнеют веселые огоньки на рейде...

Слева по борту остался гранитный островок, до блеска вылизанный соленым языком прибоя. А на островке маяк, последний маяк, последний провожатый суши...

Теперь вокруг одно только море, волны с белыми гребнями, крики чаек, посвистывание ветра в вантах, тяжелые вздохи корабельной машины.

Вахтенный штурман заносит в судовой журнал время выхода в открытое море; рулевой кладет судно на заданный курс, а капитан, присев за столик в своей каюте, еще раз просматривает рейсовое задание. Пока все моряки поглощены своим делом, пока судно на переходе, а промысел рыбы еще не начался — познакомимся с задачами рейса. И прежде всего задумаемся: кем составлено и утверждено рейсовое задание?

Работа поискового флота трудна и ответственна. Продуманно выбирая районы для обследования, поисковики должны найти рыбные косяки, выявить их распространение, плотность, устойчивость, размерный состав. Словом, нужно обеспечить промысловые суда сырьевой базой, чтобы они пришли на разведанный косяк и сразу же начали продуктивный лов, выполняя суточные и рейсовые задания по добыче рыбы.

Руководить действиями траулеров-разведчиков должен особый штаб, до некоторой степени независимый от тех организаций, которые непосредственно заняты промыслом. Жизнь показала, что если поисковый и промысловый флот подчинить единому руководству, то корабли-разведчики оказываются переключенными на промысел рыбы. Во имя интересов сегодняшнего дня руководители могут забыть о завтрашнем.

Промысловая разведка

На основных промысловых бассейнах нашей страны еще в довоенные годы была создана промысловая разведка, или просто промразведка. В ее распоряжении находится отряд специализированных кораблей, численно составляющий до десяти процентов всего флота.

За несколько десятилетий, истекших со дня организации промразведки, накоплен большой практический опыт, созданы пособия, наставления, карты и планшеты, выросли квалифицированные кадры, и не случайно один из крупнейших зарубежных специалистов по морскому рыболовству Арно Мейер (ФРГ) пишет: «Хотя в Германии иная, чем у русских, хозяйственная система, кажется оправданным в интересах немецкого тралового промысла создать специализированный поисковый флот (при государственной поддержке)».

Но, разумеется, жестоко конкурирующим капиталистическим фирмам трудно договориться о создании общей разведки. А в нашей стране она работает много и плодотворно.

Добыча рыбы

Как правило, промысловая разведка делится на оперативную и перспективную. Задачи первой — поиски рыбы в хорошо освоенных районах, притом в те сроки, когда там наиболее вероятно появление косяков. Найдя рыбу, траулер оперативной разведки обычно обслуживает, «пасет» группу промысловых судов. Перспективная разведка обследует районы, еще мало изученные, слабо освоенные, где миграции промысловых рыб недостаточно известны.

Важная задача перспективной разведки — сбор и систематизация новых данных о глубинах, течениях, о погодной и ледовой обстановке, о распределении и поведении рыб. На большинстве бассейнов перспективная разведка — отдел научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства; она много способствовала освоению и использованию новых районов тралового, дрифтерного, кошелькового промыслов.

При деятельном участии перспективной разведки были обследованы банка Флемиш-Кап, банка Джорджес, побережье Лабрадора, Гренландии и Исландии, район Земли Баффина, воды Западной Африки и Южной Америки. Иногда говорят, эта перспективная разведка — приводной ремень от науки к промышленности!

Но есть и такие бассейны, где новых районов для промысла рыбы найти уже невозможно, например, Волго-Каспий — колыбель русского рыболовства. На Каспийском море перспективная разведка обособлена от оперативной не в пространстве, а во времени. Суда перспективной разведки обследуют тот или иной район задолго до начала путины, выясняют вероятное распределение рыбы, возможные сроки и условия будущего промысла.

Непрерывно наблюдая за основными районами Каспия, перспективная разведка своевременно рекомендует начинать оперативный поиск,  за которым развертывается и промысел рыбы. Каждый капитан-поисковик перед выходом в море получает рейсовое задание, составленное руководством промразведки. А действия поисковых судов в море корректирует опытный наставник — флагман, в прошлом сам капитан-разведчик.

Траулер в море

Вернемся теперь на траулер, вышедший в море. За кормой уж легла сотня миль; недалек и район, который поручено проверить. Палубная команда готовит трал к спуску, штурман следит за эхолотом — нет ли рыбных записей? Радист принимает промысловую сводку; ознакомившись с нею, капитан сокрушенно вздохнул. Обстановка невеселая: промысловый флот рассыпался маленькими группами, но успеха нигде не имеет. Траулеры-разведчики проверяют районы, где рыба, казалось бы, обязательно должна быть; а результат очередных тралений — одни только «колеса» (нули) да штучные уловы.

Началось радио совещание. Капитан вслушивается во все-сообщения о курсах и глубинах, об ассортименте пойманной рыбы, о наполнении желудков, о придонной температуре воды...Заглядывает и в толстую тетрадь, куда много лет подряд заносил важнейшие сведения о промысловой обстановке. Такую тетрадь должен вести каждый вдумчивый поисковик!

Но вот резкое изменение глубины подсказало вахтенному штурману, что под килем находятся склоны банки (подводной возвышенности, где часто скапливается промысловая рыба). Машина застопорена; штурман и матрос опускают в море термометр. Пятиминутное ожидание; термометр должен висеть над самым грунтом; ртутный столбик уже, вероятно, дополз до определенной отметки и застыл...

Термометр поднят: сколько? Минус пол градуса! Да, температура ниже нуля, хотя вода-то не замерзла! В море это возможно, точка замерзания соленой воды лежит примерно на полтора градуса ниже нуля. Но промысловая рыба при такой температуре не держится. И снова задышала машина, задрожал корпус корабля: начата перебежка на ост-зюйд-ост. Но почему же именно туда? Да там проходит ветвь теплого течения!

Промысел рыбы

Перебежка окончена, измерение придонной температуры породило надежду. Плюс полтора градуса! Да и самописец эхолота начал чертить на ленте что-то похожее на рыбные косяки. Раздается команда «Трал за борт!». Грохочет лебедка, ползут по палубе стальные тросы-змеи. Сорок минут судно идет с тралом против ветра. Но почему же выбран именно этот курс? А нужно наискось пересечь склон банки, захватить по возможности все глубины, где может оказаться промысловая рыба!

Трал поднимают... но напрасно всматриваются моряки туда, где среди волн должен всплыть мешок с уловом. Трал прошел пустым, а значит и промысел рыбы дал нулевой результат!

Много еще было безрезультатных тралений, заделов и прорывов трала, перебежек, измерений придонной температуры, неусыпных дежурств у эхолота. Уловы по-прежнему штучные, еле хватает на уху команде; да и рыба какая-то разношерстная — тут и треска, и пикша, и окунь, и палтус, и зубатка, и камбала... «Ассортимент гастрономический!» — невесело шутит капитан, выступая на очередном радио совещании.

Но вот наконец промысел рыбы приносит успех. Из морской пучины всплывает траловый мешок, туго набитый рыбой. Радостное оживление охватывает моряков; с мостика отдан приказ приготовить буй. Это уже заявка на косяк; буй ставят, чтобы закрепить место, богатое рыбой.

На палубу высыпано больше тонны трески, и вся одна в одну — и по размерам, и по наполнению желудка, и даже по расцветке. Вообще-то окраска трески изменчива, в зависимости от района, глубины, времени года, упитанности... Но тут словно всю треску одели в форму! И у каждой рыбины жабры одинакового ярко-алого цвета. «Да, сразу видно, рыба косяковая! — говорит капитан.— Боцман, приступайте к спуску буя!»

И вот уже над волнами красуется яркий флажок, весело кивает проносящимся мимо чайкам. Буй, поставленный на якоре, служит хорошим ориентиром, вокруг которого можно располагать курсы очередных тралений. И каждое приносит теперь неплохие уловы!

От руководителя разведки поступило по радио распоряжение: работать в промысловом режиме, то есть выполнять длительные траления, без перебежек, чтобы выяснить, сколько же за сутки поймаешь рыбы у поставленного буя. Палубная команда с ног сбилась — надо поднимать, спускать и чинить трал, да еще разделывать пойманную рыбу, а ею уже весь борт завален!

Промысловая рыба

Между тем на горизонте показался дымок. Полным ходом приближается к бую промысловый траулер, ушедший из прежнего района работы, где уловы никак не обеспечивали выполнения суточных заданий. Капитан-поисковик подробно объясняет по радио, как здесь лучше работать, какими курсами и сколько времени тралить, как вооружить трал...

Первое траление подошедшего корабля неудачно — трал изодран о какие-то подводные ухабы. Зато следующие траления приносят по две, по три тонны отборной рыбы.

Уже по всему морю пронеслась добрая весть о мощном косяке, найденном траулером-разведчиком. Радиста просят поработать для пеленга — посылать в эфир позывные, по которым другие суда будут прокладывать курс... Группа промысловых траулеров вокруг счастливого буя все увеличивается. Совместными действиями уточнены границы косяка. Оказывается, к северу рыбы больше. Там ставят другой буй.

Миновала неделя; рыба по-прежнему ловится отлично; почти на всех судах улов убирают на двух, на трех рыбоделах, с подвахтой. Несколько траулеров уже снялись с промысла и ушли в порт с полным грузом, празднично украшенные разноцветными флагами. Прощаясь, уходящие суда дали по три протяжных гудка, а все остальные ответили тем же. Морская традиция!

Капитан-разведчик заметил, что ассортимент уловов меняется: треска явно стала мельче. Значит, косяки движутся. Теперь рискованно пополнять группу новыми промысловыми судами — рыба вскоре может «отказать». А тут еще в трал начали попадать громадные полярные акулы, неумолимые преследователи и пожиратели трески. Появление акул — верный признак ненадежности сырьевой базы. Действительно, еще день-два — и уловы делаются пестрыми, в радиосводке рядом с полновесными тоннами появляются «колеса»; флот лихорадит. На радио совещании решено рассредоточить группу и заняться местным поиском.

Но не успели промысловые суда разбрестись по району, как разведчик снова нащупал косяк. У опытного капитана сложилась правильная догадка, куда именно прошла головная рыба, на которой начинался промысел рыбы. Быстрая перебежка — и траловый мешок снова всплыл, до отказа набитый треской.

Но рейс нужно заканчивать — топливо и вода на исходе! А тут еще налетает ледяной шторм, треплет, валяет суда, словно хочет отнять обратно всю выловленную рыбу... Поисковый траулер снимается с промысла, весь покрытый ледовой броней. Команда скалывает лед... Но настроение у всех праздничное, победное. Рейс был удачным! Промысловый флот обеспечен рыбой!

Поставь свою оценку статье
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд6 звезд7 звезд8 звезд9 звезд10 звезд
Загрузка...
Этот блог читают многие люди, кто любит природу читай и ты
Этот блог читают многие люди, кто любит природу читай и ты
Комментариев 1
  • Андрей
    04.05.2015 | 12:54

    Тяжелая работа у моряков. Но, наверное, интересная.Да не всякий человек сможет море полюбить, не на расстоянии, с берега.

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o: :smile1: :smile2: :smile3: :smile4: :smile5:
Друзья блогеры! Не советую копировать контент, бесполезно, поисковый робот моментально отследит и заблокирует ваш сайт. Спасибо за понимание!