Меню

Родина моя 2.02.2013

Асфальтовое покрытие Военно-Грузинской дороги

Асфальтовое покрытие Военно-Грузинской дороги

В каждом городе и поселке есть старые и новые асфальтовые дорожки. Немало их и в нашем городе. Вот идет такое асфальтовое покрытие вдоль Военно-Грузинской дороги к водной станции и дальше в сторону гор к живописно расположенным домам отдыха.

Ближняя часть дорожки проложена уже довольно давно, наверное, больше десяти лет. Корни пирамидальных тополей, ровными рядами выстроившихся вдоль обочины, во многих местах взломали некогда ровно укатанный асфальт, и теперь поперек дорожки вздулись бугры и холмики, по ним пробежали трещины, а кое-где асфальт раскололся на многоугольные кусочки.

Дальняя часть дорожки, та, что близко подходит к горам, проложена сравнительно недавно. Она еще ровная, но и ей тоже приходится выдерживать натиск растительности, пока не старых мощных корней, а совсем молодых и нежных зеленых ростков или пучков полупрозрачной травки.

С первого взгляда кажется, что кто-то нарочно проделал в асфальтовом покрове отверстия и насадил небольшие весенние букеты. Присмотритесь и заметите, как в одном месте совсем ровное асфальтовое покрытие слегка приподнялось, в другом от макушки вздутия в разные стороны побежали небольшие трещинки.

А вот и совсем проткнутый снизу и раздвинутый асфальт, и в глубине трещины на асфальте уже виден первый, тянущийся к свету, зеленый листок. Какую силу развивает простое прорастающее семя, когда к нему просачивается вода!

Ну что же, — подумаете вы, — посмотрим во время прогулки на асфальт. Только непонятно, для чего такие наблюдения?

Площадь. Сравнительно недавно здесь был пустырь. Потом вокруг начали расти дома, а в бетонированных канавах проложили подземные коммуникации — водопровод, канализацию, телефонные кабели. Если произойдет какая-нибудь авария — достаточно поднять чугунную крышку бетонированного люка и спуститься вниз...

Потом площадь вокруг люков разравняли, засыпали песком и гравием, покрыли асфальтом. Много машин ходит по площади. От постоянных сотрясений грунт под асфальтом уплотнился и просел, только колодцы на жестком фундаменте остались на прежнем уровне и теперь чуть-чуть возвышаются над площадью, как будто кто-то вытолкнул их из глубины наружу.

Асфальтовое покрытие вокруг колодца натянулось и растрескалось. Одни трещины образовали вокруг колодца концентрические круги, а другие разбежались в стороны, как радиусы от центра круга. По выработанной привычке я зарисовала трещины. А спустя несколько лет они пригодились, чтобы сравнить с трещинной структурой Дарьяльского массива.

Последуем мысленно за лермонтовским Демоном и, расположившись на мягком облаке, проплывем над Дарьялом. Сверху мы увидим нечто очень напоминающее рисунок колодца в окружении трещиноватого асфальта.

Дарьяльский гранитный массив имеет овальную, почти круглую форму. Со всех сторон он окружен черными глинистыми сланцами. Гранит тверд, а сланцы податливы. Массив Дарьяла медленно, очень медленно поднимается, увлекая и растягивая прилегающие сланцы, т. е. с механической точки зрения протекает тот же процесс растяжения окружающих пород, что и вокруг колодца.

Очевидно, поэтому и трещины, намечающиеся вокруг Дарьяла, по своему рисунку и расположению похожи на зарисовку, сделанную на площади. Полукругом огибая Дарьяльский массив, в толще глинистых сланцев проходят прерывистые трещины. Другие трещины пересекают гранит, и по одной такой радиальной трещине скачет Терек, по второй — несется Кистинка, по третьей, четвертой, пятой — катятся безымянные ручьи.

И рисунок колодца, и рисунок структуры Дарьяла совпадают, только трещины на асфальте вокруг колодца образовались при оседании окружающей почвы, а трещины вокруг гранитного массива — при его поднятии, механически это одно и то же.

Большинство руд образовалось из горячих растворов земных недр, поднявшихся по трещинам. А как же нам разглядеть такую трещину, если по ней несется река или ручей, русло которого загромождено огромными глыбами камней?

Как заставить себя поверить в то, что узкая теснина, теряющаяся в заоблачной выси, должна иметь продолжение где-то за двумя-тремя почти недоступными гребнями. А может быть именно там в еще недостаточно исследованных трещинах и скрыто богатое месторождение свинца или цинка.

Нет, все-таки наблюдения на асфальтовых дорожках могут быть полезными...

Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

Есть, что сказать? - Поделитесь своим опытом

Данные не разглашаются. Вы можете оставить анонимный комментарий, не указывая имени и адреса эл. почты