Меню

Седой Кавказ 20.01.2016

Святилище Реком священное место осетин Дзуарикау

Памятник деревянного зодчества

Добрый день дорогие мои читатели и гости сайта, сегодня я расскажу вам о памятнике деревянного зодчества святилище Реком, что является в религиозных представления и культовых обрядах осетинской мифологии наротского эпоса самостоятельным духом священного божества плодородия с местом расположенным возле горного селения Дзуарикау в Северной Осетии.

В Ханикомском ущелье Северной Осетии расположено селение Старый Дзуарикау, где в центре села находится невысокое каменное здание — дзуарикауский Реком. Дзуарикау по-осетински означает святое село. Однако ни один из старожилов ущелья не смог мне рассказать об истории происхождения этого названия.

Памятник осетинских божеств деревянного зодчества в Цее

Святилище Реком, известный историко-архитектурный памятник деревянного зодчества на Северном Кавказе, расположенный в Цее и почитаемое всеми осетинами, которые обращаясь с молебными просьбами о заступничестве и исцелении к верховному небожителю, осуществляют ежегодно жертвоприношения, забивая специально откормленный домашний скот белой масти.

Эта жемчужина Северного Кавказа уникальный оберег древности — легендарный храм древних осетин, сотворенный их трех слез Бога является замечательным произведением искусства зодчих мастеров с резьбой по дереву и чеканкой по металлу.

Самое древнее осетинское святилище Реком, расположенно на высокогорной поляне в 3 тысячи метров над уровнем моря, где с левого берега бурногой реки Цейдона можно тут же увидеть огромную мрачную гору Монах.

До сих пор историки и краеведы спорят, расшифровывая само слово Реком, вошедший в пантеон осетинских божеств.

Почему святилище, посвященное Святому Георгию — Уастырджи, называют «Рекомом»? Одни говорят, что Реком происходит от грузинского слова рекъва — звонить в колокол, другие от слова «иреком» — то есть ущелье осетин.

Цейское святилище Реком необычайно почиталось среди осетинского народа. Но из-за дорог, разрушаемых ежегодно стихийными явлениями в горах и из-за дальности расстояния не все могли посетить далекое Цейское ущелье.

Святые места культового Рекома

И вот культ Рекома был перенесен в некоторые, вероятно, избранные священнослужителями «святые места» аулы и ущелья.

Святилище Реком

Так, святилище Реком появилось в таких аулах как Саниба, Цми, близ Зарамага, в Дигорском ущелье, около селения Гулар и в селении Старый Дзуарикау. И не поэтому ли село получило название Дзуарикау?

Дзуарикауское святилище Реком не богато в архитектурном отношении, но оно представляет определенный исторический интерес, особенно для ученых и краеведов, изучающих верования осетин.

Попасть туда сейчас можно по новой автомобильной дороге, которая начинается недалеко от поселка Фиагдон и ведет к Какадурскому перевалу.

У перевала находится Хаником-Какадурское месторождение полиметаллических руд. Здание рудника со входом в главную штольню, расположены прямо у дороги. Отсюда многотонные самосвалы доставляют добытую руду на Фиагдонскую обогатительную фабрику.

Святое место покинутого в древности горного аула

Над Ханикомским ущельем на скале прилепились полуразрушенные башни и жилой комплекс. Это давно покинутый аул Уаллагсых (Верхний квартал) — самый первый и древний горный аул ущелья. А еще выше, на остроконечном зеленом холме видны развалины одинокой башни Хакуна. Здесь, по преданиям, и поселились братья Тага и Курта.

Святое место

Куртатинцы до сих пор очень почитают это святое место. Многие из них, особенно старики, проезжая мимо, снимают шапки. Подняться к аулу можно по Какадурской дороге.

Это живописное место любят кинооператоры. На фоне древних башен Уаллагсыха снимаются кадры документальных и художественных фильмов Северо-Осетинской студией телевидения.

Перед поселком Фиагдон расположено селение Барзикау, а рядом когда-то стояло селение Фардыгдон.

Хакуна и Уаллагсых покинули из-за трудной, опасной дороги, которая карабкалась по огромному зеленому холму и часто размывалась потоками воды. Наверх надо было завозить все: и строительный материал, и дрова, и сено. Чтобы помолоть зерно, приходилось спускаться далеко вниз, к реке.

К тому времени, видно, отпала и необходимость в неприступных боевых сооружениях. Тогда-то и наступил момент, когда на общем собрании седобородые старики решились на неслыханный шаг: оставить аулы предков и переселиться вниз к реке, на земли нынешнего аула Даллагкау или Нижнее село, как называли его куртатинцы.

В куртатинском ущелье много заброшенных аулов, в которых замерла жизнь. Но почти все они — Асонага, Джижи, Гутиатикау, Андиатикау, Бугультикау, Калотикау оставлены в 20-х годах, когда Советская власть дала горцам землю на плоскости и они переселились на равнину.

Спасибо вам за внимание драгоценный мой читатель. Надеюсь, вы с пользой провели время за чтением моей новой статьи. Я буду вам очень признательна, если вы расскажите о прочитанном своим друзьям и знакомым, и просто хорошим людям, поделившись прочитанным в соц.сетях.

Приходите ко мне в гости и приводите друзей, ведь этот сайт создан только для вас. Ну а я всегда рада видеть вас и уверена, что вы обязательно найдете здесь много полезного и интересного для себя.

Комментариев к статье: 27
  1. Александр Каратаев

    Спасибо за интересный рассказ. История древних городищ и селений всегда вызывает у меня любопытство. Это вроде как попытка заглянуть за завесу времени, узнать как оно там всё было...

    Ответить
    1. Наталья Бутрина

      Мой рассказ посвящен тому святому и почитаемому месту в Осетии, в котором я проживаю. Ведь древние верования и местные обычаи меня тоже интересуют.

      Ответить
  2. Елена Прекрасная

    Какое интересное поселение! Никогда не была в таких аулах, наверно интересно там побывать, прочувствовать энергетику тех мест.

    Ответить
  3. Иван

    Хотелось бы побывать. Древние места всегда привлекали.

    Ответить
  4. Марина

    В таких поселениях есть что-то первозданное и нетронутое. Легко дышится и думается о вере.

    Ответить
  5. Хозяюшка Галина

    Очень люблю слушать стариков, когда они рассказывают о былых временах, о своей жизни, жизни народа. Это история, и мы должны знать и помнить ее.

    Ответить
    1. Наталья Бутрина

      Вот и мне нравится слушать пожилых людей, от них всегда можно много узнать нового и интересного, которого ни где не прочтешь и не узнаешь. А каким интересным языком они это рассказывают, остается только восхищаться их мастерству.

      Ответить
  6. Андрей

    Всегда интересно посмотреть на старину, узнать ее историю. Сохранить бы только все это.

    Ответить
  7. Марк Аарон

    Очень интересное место. Мне хочется там побывать! Такое таинственное и необычное! Спасибо за информацию.

    Ответить
    1. Наталья Бутрина

      В Осетии есть много интересных в историческом отношении мест, которые охраняются местными жителями, а красоту гор трудно передать словами. Приезжайте сами все увидите.

      Ответить
  8. Надежда Давыдова

    Такие места притягивают своей таинственностью, хочется разгадать из тайну, узнать о прошлой жизни людей, их создавших и почитавших. Завораживающий рассказ!

    Ответить
    1. Наталья Бутрина

      Не зря видимо туристы толпами посещают у нас на Кавказе эти святые места.

      Ответить
  9. Николай

    Религиозные и культовые объекты исторического наследия, всегда вызывают у меня неподдельный интерес во всех странах, где бываю. Везде они разные, но вот охраняются как правило, лучше , чем у нас.

    Ответить
    1. Наталья Бутрина

      Тут я могу с вами поспорить, у нас за каждым таким местом закреплен конкретный смотритель, поэтому там всегда чистота и порядок.

      Ответить
  10. Анна

    Одни города и селения растут и расцветают, другие умирают. Увы, но так было, и так будет.

    Ответить
  11. Наталья

    Красивые места... Жаль нельзя увидеть воочию как жили люди в те времена — ведь это наши предки, наша история!!!

    Ответить
  12. Надежда Введенская

    Хотелось бы побывать в этом святилище. Даже фотографии передают, насколько это сильное место. Возьму себе на заметку.

    Ответить
  13. Людмила

    Спасибо, Наталья, за рассказ о святилище, фильм посмотрела с большим интересом, а во внутрь и сейчас никого не пускают?

    Ответить
    1. Наталья Бутрина

      Ну почему же никого не пускают. Только мужчины и могут зайти и то кому положено по обычаю.

      Ответить
  14. Татьяна

    Спасибо за рассказ и за фильм! Было очень интересно!

    Ответить
  15. Lora

    Всегда любопытно почитать, о исторически важных местах. Побывать на заброшенных Аулах — незабываемое впечатление. Спасибо за весьма интересный рассказ.

    Ответить
  16. Лариса

    Очень интересно, замечательно, что сохраняются такие святые места.

    Ответить
  17. Хребтов Александр

    Очень красивые места! Я думаю высоко в горах, люди селились, уходя от набегов не приятелей. После того как советская власть навела порядок, необходимость карабкаться в горы пропала.

    А святилище красивое, таинственное и необычное. В таких местах живет душа народа.

    Ответить
    1. Наталья Бутрина

      Зря вы так думаете, что необходимость жить высоко в горах с приходом советской власти отпала. Если бы все так было просто, многие горцы жили бы на равнине, однако это не так. На то он и горец, чтобы жить высоко в горах, ведь там достаточно много преимуществ — и чистый воздух и климат и чистые альпийские луга, на которых можно пасти домашний скот. Не зря эти люди живут по 100 лет и больше.

      Ответить
  18. Алиша

    Спасибо большое за виртуальную прогулку в столь чудесное место!!

    Горы — вообще сами по себе святыня, любые, а в таких местах и вообще. Стыдно, что Осетия практически рядом, а я там ещё не бывала. Люблю такие рассказы с фотографиями. Благодарю!

    Ответить
  19. Петр

    Спасибо за статью, от чего не знал того не знал.

    Ответить
  20. Ольга Живило

    Сейчас не так часто пишут о таких духовных вещах... Чудесная статья, спасибо!

    Ответить
Есть, что сказать? - Поделитесь своим опытом

Данные не разглашаются. Вы можете оставить анонимный комментарий, не указывая имени и адреса эл. почты