Посуда из фарфора пришедшая на твой обеденный стол
Доброго дня мой читатель, сегодня я расскажу тебе, откуда пришла на твой обеденный стол посуда из фарфора — самая обычная чашка, из которой ты пьешь по утрам чай с молоком и самое обыкновенное блюдо или тарелка, на которой лежит твой утренний бутерброд, а также десятки других вещей, сделанных из фарфора.
Утверждают, что главный церемониймейстер Китая только для своих нужд заказывал ежегодно несколько тысяч столовых наборов посуды из фарфора, тарелок и чашек, где на каждом изделии стоял именной иероглиф, ведь император Китая, как и его придворные вельможи обожали широкие застолья, где каждый час подавалось несколько разных кушаний.
Впрочем, и в России, верховные правители и их приближенные к императорскому двору вельможи и сановники не знали отказа в еде.
Так Гурьевский сервис для знатных особ состоял из 4500 персон, а Арабесковый сервис из 980 персон, которых одновременно надо было поставить на барский праздничный стол.
И в те далекие времена уже можно было приобрести фарфоровый сервис на одну персону, видимо поэтому, русские купцы и боярыни предпочитали трапезничать в одиночестве.
Содержание
Фарфоровые заводы нашей страны
В наши дни красивая столовая посуда из фарфора есть в каждом доме. Фарфоровые заводы нашей страны сегодня служат не королям и их приближенным, а всему народу. Ну, а этому заказчику требуются в год не десятки и даже не сотни тысяч, а миллионы фарфоровых чашек и блюд.
Недавно подсчитали, что во всем мире за чашку чая по утрам садятся полтора миллиарда человек, так что работы творцам фарфора хватает.
Самым крупным предприятием считается в нашей стране бывшая императорская фарфоровая мастерская на берегах Невы, основанная когда-то основоположником русского фарфора Виноградовым, так как не только столовые чашки и блюдца с тарелками изготовляет нынче этот завод. Отсюда по всей стране расходятся:
- скульптуры из фарфора,
- расписные блюда,
- памятные вазы, украшающие наши дома и жилища.
Когда рабочие Петербургского фарфорового завода имени Ломоносова (так называется теперь это предприятие) выходят на демонстрацию, древко знамени обвивает сине-голубая орденская лента. Коллектив завода награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Много природной глины требуется ежегодно и этому и другим заводам нашей фарфоровой промышленности!
В старину глиной торговали прямо на многолюдных базарах. Накопает зимой русский крестьянин воз-другой скользкой глины, а летом везет ее на торговый рынок, предлагает покупателям — гончарам да печникам — свою песчанку или мылянку.
То и дело проходят теперь по Неве, прямо к заводу имени Ломоносова, баржи с каолином и полевым шпатом, кварцем и другими материалами, из которых изготовляется фарфоровая масса.
Караваны судов и железнодорожные составы с белой глиной идут по дальним маршрутам. И никто не спросит, зачем и куда перевозят белую землю — знают ей цену.
Теперь и тысячам гончаров кустарей не выполнить заказ нашего многочисленного народа: рук для этого не хватит. На любом заводе можно увидеть сотни разных машин. А место гончара у гончарного круга занял нынче талантливый скульптор — творец фарфоровых изделий.Неторопливо изготовляет скульптор завода образец фарфоровой чашки, блюда или вазы, совсем так же, как это делал в старину мастер гончар. Рабочие сделают по этому образцу формы, а машины автоматы быстро и аккуратно отольют в этих формах тысячи чашек — таких, как стоит на твоем столе.
Умная машина отпечатает на белоснежной посуде и цветной рисунок, сделанный заводским художником, первым помощником заводского скульптора. Дальше — сушка и обжиг в горне. Нет нужды заглядывать здесь в глазок. Обо всем доложат рабочему всевидящие приборы. Их в шутку называют здесь ябедниками.
В сборочном цехе столовые наборы посуды из фарфора рассортируют, подберут чайные сервизы:
- чайник и сахарницу,
- чашки и блюдца.
Заводской упаковщик бережно уложит хрупкий фарфор так, чтобы он не разбился в пути следования. Устроит ему мягкую подстилку из соломы.И вот уже по утрам ждет тебя на столе чайная посуда из фарфора — целая семья чашек под строгим надзором чайника и сахарницы. Все чашки сервиза похожи друг на друга, как близнецы братья. Приятно видеть, какие они веселые и красивые.
Нальешь в фарфоровую чашку заварной кипяток, а ей не страшно, что лопнет, ведь она помнит жар и посильней, так как высиживала свое время в раскаленном горне. И холодной воды чашка тоже не боится.
Только обращайся с ней, пожалуйста, поаккуратнее. Испугается твоя чашка лишь неумелых рук. Миг — и окажется на полу разбитой, ведь фарфор достаточно хрупок. А делают его руки не только умелые, но и любящие, ласковые и осторожные.
Фарфоровая летопись на материале вечности
Кому сейчас, когда есть писчая бумага, придет в голову писать на глине. И все же люди продолжают свою замечательную летопись на этом материале вечности. Только ведут ее настоящие художники. Так было всегда. Так это происходит и сегодня.
Фарфоровые изделия, как и красивая посуда из фарфора продолжают рассказывать нам о былом и настоящем. Наши музеи — настоящие библиотеки фарфоровой летописи, которая бережно хранится за стеклом многочисленных шкафов и витрин.
Опустел музей. Ушли последние экскурсанты. И тогда у витрин фарфора садятся люди с альбомом в руках. Иные устанавливают художественные мольберты, так как надо точно срисовать изображенный на фарфоре старинный костюм, передать его не выцветающие краски. Быть может, этот старомодный костюм мы увидим в театральном спектакле.
А вот фарфоровые фигурки:
- продавец сбитня и коробейник с товарами,
- пирожник и продавец свечей,
- мальчик, торгующий газетами,
- движущая царская карета.
Таких уже не встретишь сегодня на наших улицах. Смотришь на расписной фарфор и живо представляешь себе шумные московские базары в старой Руси.Молодые актеры частенько приходят в музей фарфора, чтобы взглянуть на старинные фарфоровые статуэтки, изображающие великих актеров прошлого в роли:
- Хлестакова и Фамусова,
- Чацкого и Гамлета
- или короля Лира.
Этих актеров давно уже нет, а фарфоровая летопись сохранила на многие века их костюмы, выражения их лиц и их позы.
Небольшая фарфоровая фигурка изображает некогда известную танцовщицу. Скульптор лепил ее с натуры. И послушная глина как бы остановила мгновение. Мы видим танцовщицу в движении танца.Но фарфоровая летопись, оказывается, интересует не только художников, скульпторов и актеров.
Старинные рисунки на фарфоре прославляющие нашу родину
Как-то в музей Эрмитаж пришло письмо из Лондона, где Английские архитекторы просили Ленинградский музей прислать им копии рисунков старого Лондона. Они сохранились только на блюдах старинного столового сервиза, который находится в Эрмитаже.
По этим рисункам англичане хотели восстановить старинные здания, разрушенные бомбами во время второй мировой войны.
Но бывает, что цветные рисунки на фарфоре обращаются к народу, зовут его в бой за свободу и независимость. Перед нами фарфоровый поднос времен Великой французской революции. На нем изображение баррикады и надпись: Свобода или смерть.
А вот фарфоровая чернильница, сделанная свободолюбивым скульптором. На вас глядит закованный в колодки каторжник. Это борец за народное дело или политический узник. Надо думать, что гусиное перо, которое окуналось в эту чернильницу, тоже служило свободе, боролось за правду.
В музее хранятся фарфоровые изделия первых лет Советской республики. На расписных цветных тарелках из фарфора изображены красногвардейцы, революционные матросы и солдаты.
Русский фарфор называли в ту пору полпредом Страны Советов. За рубеж мы посылали тогда тарелки и чашки из фарфора с изображением серпа и молота и с короткой, но внушительной надписью: Кто не работает, тот не ест.Эти слова портили аппетит многим буржуям запада. Они смотрели на сельскохозяйственный серп, трудовой молот и на советский герб, и со страхом думали о том времени, когда во всем мире хозяевами станут рабочие и крестьяне.
Зато как дорогую весточку из Страны Советов принимали первые советские фарфоровые изделия простые люди Запада. Они знали, что есть страна на свете, где у власти тот, кто работает. Ему принадлежат все богатства страны.
Наши отечественные художники и скульпторы занесли в фарфоровую летопись нашей родины многие подвиги советского народа, ведь необыкновенная летопись творится руками не только живописцев, скульпторов и рабочих фарфоровых заводов — творят ее и сами герои, те, кто подвигами на земле и в небе прославляют нашу прекрасную родину — Россию.
А на сегодня это все. Надеюсь, вам понравился мой рассказ о посуде из фарфора. Может быть, и у вас дома есть настоящие фарфоровые изделия, оставленные вам на добрую память вашими предками, напишите об этом в вашем комментарии, мне будет интересно об этом прочесть. А теперь разрешите с вами попрощаться и до новых встреч.
Предлагаю Вам подписаться на обновления блога. А также вы можете поставить свою оценку статье по 10 системе, отметив ее определенным количеством звездочек. Приходите ко мне в гости и приводите друзей, ведь этот сайт создан специально для вас. Я уверена, что вы обязательно найдете здесь много полезной и интересной информации.
Дмитрий с Буридо
Спасибо, интересный обзор о фарфоре. Кстати, насколько я помню, какое-то время назад крупный российский финансист купил и подарил своей жене наш Императорский фарфоровый завод. И наверное это было удачно для завода, так как дела до этого у него шли неважно, а сейчас он взбодрился.
Александр Силиванов
Русский ученый, впервые в нашей стране раскрывший многие тайны фарфора, Дмитрий Иванович Виноградов, жизнь прожил трагическую и умер рано — в 38 лет. Кстати, учился он в Германии вместе с Ломоносовым. Заслуги последнего перед наукой, конечно, огромны. Но вот фарфором все же занимался не он, а Виноградов. Однако завод назвали именем Ломоносова. Такая вот «гримаска истории»
Наталья Бутрина
В истории не всегда и не везде заслуги создателя оцениваются в полной мере и примеров тому немало, вот Виноградов вам яркий пример.
Дмитрий с Буридо
Спасибо за интересный исторический экскурс, Я то думал, что «многостаночник» Ломоносов и с фарфором отличился.
Татьяна Паломи
Мне очень нравится посуда с фарфора и изделия из него. Осоенно ценен бисквитный фарфор, который очень легкий и практически прозрачный. Посуда с такого фарфора очень ценится.
Александр Силиванов
Коль речь зашла о фарфоре, не лишним будет вспомнить и знаменитый в свое время «кузнецовский фарфор». С конца 19 века до 1917 года предприятия Товарищества М.С. Кузнецова выпускали посуду, вазы, украшения и другую продукцию из фарфора и фаянса.
Не знаю, как в деревенский дом моих родителей попала фарфоровая чашка с клеймом этого Товарищества. Но теперь уже я ее храню
Наталья Бутрина
Конечно же такой раритет требует бережного к себе отношения, лично я больше всего ценю старинные вещи сделанные умелыми руками старинных мастеров, в них есть что-то особенное и неповторимое, их даже в руках держать — большое удовольствие.