Меню

Из глубины веков 20.09.2013

Пурпур — царская краска финикийцев

Финикийцы

Пурпур — одна из древнейших известных человечеству красок органического происхождения. Добывали его из морских улиток, раковины которых во множестве находили на финикийском побережье Средиземного моря.

Эти морские улитки выделяют слизь для защиты нежного тела от повреждений. На свету слизь улиток из белой становится поочередно желтой, зеленой, синей, темно-красной и, наконец, пурпурной.

Получаемая таким образом краска обладала замечательным свойством не тускнеть столетиями. Плутарх описывает, как Александр Македонский, овладев Сузами, обнаружил в городе в числе прочих сокровищ большое количество пурпура, пролежавшего 190 лет и все еще сохранявшего первозданные свежесть и яркость. Как полагал историк, это могло быть объяснено тем, что данную краску готовили на меду и белом масле, ведь эти продукты тканям придают яркий и чистый блеск.

Изобретателями диковинной краски были финикийцы. Особой известностью пользовались ярко-красная и темно-фиолетовая пурпурные краски, составлявшие важную статью финикийского экспорта.

Пурпур был очень дорогим товаром, и это естественно: ведь добывался он буквально по каплям. Десятки тысяч улиток давали только 1 грамм драгоценной краски! Неудивительно поэтому, что пурпур был привилегией царей и знати. Римские императоры сделали его знаком императорского достоинства. В Византии важные акты записывали пурпуровой, «царской» краской.

Пурпур

Морские улитки далеко не единственные живые поставщики красителей. Малиновую краску кермес, которую широко применяли в древности греки и римляне, делали из червеца, кормящегося на средиземноморских дубах. Длительное время большой знаменитостью были обитающие на кактусах насекомые кошениль. Из самок этих насекомых добывают красную краску— кармин.

В Мексике издавна культивируют так называемые кошенильные кактусы специально для разведения кошенили. В первой половине прошлого столетия плантации кошенильного кактуса шагнули из Мексики через океан в Испанию, Алжир, на Канарские острова и на Яву.

С гектара плантации 2—3-метровых кактусов собирают около 300 килограммов кошенили, из которой с помощью горячей воды и уксусной кислоты извлекают кармин. Соединения кармина с алюминием и оловом используются для крашения тканей изшерсти и шелка, в акварельных красках и для окрашивания пищевых продуктов.

С появлением дешевых анилиновых красителей культура кошенили резко сократилась, но, тем не менее, кармин продолжает еще использоваться, особенно в пищевой промышленности и в парфюмерии.

Акварельная сепия производится из чернильных мешочков кальмаров и каракатиц: полученная жидкость растворяется в разведенном аммиаке, соединяется затем с соляной кислотой — и краска готова.

Тур Хейердал в книге «Путешествие на „Кон-Тики"» рассказывает, какой предстала однажды утром взорам мореплавателей бамбуковая палуба их плота. Она представляла из себя сплошную лужу из жидких черных чернил.

В этой черной луже валялся мертвый кальмаренок, взобравшийся ночью на плот. Благодаря ночному визиту несколько страниц в вахтенном журнале были исписаны своеобразной тушью — посмертным подарком неосторожного кальмара.

В течение столетий люди писали «чернилами» головоногих моллюсков (главным образом, прибрежных видов каракатиц). Не случайно, поэтому английский натуралист Фрэнк Лейн высказался в том духе, что каракатицы «буквально оставили след в человеческой культуре».

Сегодня химики в производстве сепии умеют обходиться и без «чернил» животного происхождения. Однако натуральная сепия по-прежнему в большом количестве используется в промышленности.

В прежние времена для выработки чернил и красок употреблялись так называемые галлы, болезненные наросты на листьях дуба. «Виноваты» в появлении галлов крошечные насекомые орехотворки, откладывающие в листьях свои яички. В старину «чернильные орешечки» обрабатывали специальным образом и получали великолепные черные чернила, которые не выцветали на солнце.

Широкое применение нашел в лакокрасочной промышленности шеллак — замечательная смола, которую дает крохотный жучок — лаковый червец. Родина его — Индия.

Шеллак тверд и эластичен, его можно плавить, вводить в различные смеси и подвергать давлению. Открытие шеллака произвело настоящую революцию в деле звукозаписи. Он оказался идеальным материалом для изготовления грампластинок. Шеллаковая пластинка не рассыхалась, не разрушалась при проигрывании и служила в 20 раз дольше, чем опытный стальной образец.

Существенный недостаток

У шеллака был лишь один, но — увы! — весьма существенный недостаток: дороговизна. Четыре тысячи жучков нужны, чтобы получить 60 граммов смолы — количество, необходимое для изготовления только одной пластинки.

Понятно, что поиски заменителей шеллака шли с большой интенсивностью. И они увенчались успехом. На помощь пришла химия, подарившая в конце 1940-х годов поливинилхлорид, из которого теперь делаются грампластинки (в том числе, и лишь с этого момента, долгоиграющие).

Невзирая на это, шеллак не потерял своего значения. Он по-прежнему широко используется для выработки высокопрочных лаков, которые применяются в электротехнической, оптико-механической и других отраслях промышленности, а также в медицине.

Наши биологи сумели акклиматизировать лаковых червецов, вывезенных из Вьетнама. Их новой родиной стало Закавказье. Жучкам полюбились такие субтропические растения, как хурма, инжир, акация. В 1966 году шеллак был впервые получен в садах Апшеронского полуострова.

Надо сказать огромное спасибо нашим животным — насекомым и обитателям моря за пурпур, кармин, сепию и шеллак.

Комментариев к статье: 5
  1. Елена

    Удивительно, как человек мог научиться добывать краски из природы — для этого нужна наблюдательность и талант. Меня всегда удивляло, насколько краски важны для чувств каждого, ведь поэтому все народы мира украшают не только одежду, но и даже собственное тело.

    Ответить
  2. Валентина Кирс

    Наталья, много новой для меня и познавательной информации. Ты — молодец!

    Ответить
  3. Андрей

    Без химии природа не справилась бы с запросами человечества. Спасибо за интересный рассказ.

    Ответить
  4. Любовь

    О получении пурпурной краски знала давно, а вот информация о других природных источниках красящих веществ была для меня новой и интересной. Спасибо.

    Ответить
  5. Наталья Ярская

    Насколько я знаю, лучшие красители и материалы создали на основе натуральных веществ как из представленных здесь... Я предпочитаю все-таки именно акрил.

    Ответить
Есть, что сказать? - Поделитесь своим опытом

Данные не разглашаются. Вы можете оставить анонимный комментарий, не указывая имени и адреса эл. почты